Резьба по дереву — вид декоративно-прикладного искусства и один из видов художественной обработки дерева наряду с выпиливанием, токарным делом, а также искусства в целом — это старинный народный промысел
В России резьба по дереву называлась резным делом. Рисунок — ознамёнка, употреблялись также слова: вызорочье, узорочье.
Художественная резьба по дереву
Ниже представлены разделы художественной резьбы по дереву Путеводителя по русским ремёслам.
- Абрамцево-кудринская резьба
- Богородская резьба
- Домовая резьба
- Сергиевская маховая резьба
- Топорщина и плотницкая резьба
Древесина
Древесина — один из материалов, получивших наибольшее применение для изготовления многих предметов, которые необходимы человеку в его повседневной жизни.
Обладая универсальными качествами, этот материал позволяет делать большие по размерам сооружения, вроде крестьянского дома или многоглавого храма в Кижах, использовать самые малые его кусочки, корни и бересту для создания различной бытовой утвари, посуды, игрушек.
Резьба как ранний вид обработки древесины
Как более ранний вид обработки древесины получила резьба, потому что она тесно связана с процессом формирования конструкции любой вещи, будь то сундук, скамья, люлька для ребёнка или шкатулка.
Такие и подобные им предметы не всегда украшены резными орнаментами, но в самой форме изделия, его пропорциях, силуэте, появлялись эстетические свойства вещи. например долбленная чаша или вырезанный из монолитного куска дерева ковш в соей пластике уже представляли образец скульптурного решения, выполненного средствами резьбы. Однако в большинстве случаев художественный предмет из дерева украшен резьбой. Её виды и приёмы предоставляют мастеру большой выбор средств для украшения утилитарного предмета.
Виды резьбы
Строгой классификации не имеет, поскольку в одном и том же изделии могут сочетаться разные виды резьбы.
Условно можно выделить типы резьбы:
- сквозная резьба (сюда относится пропильная и прорезная резьба)
- глухая резьба (все подвиды рельефной и плосковыемчатой резьбы)
- скульптурная резьба
- домовая резьба (является отдельным направлением, поскольку может сочетать в себе все три вышеперечисленных типа)
- резьба бензопилой (выполнение преимущественно скульптурной резьбы при помощи только бензопилы)
Условная классификация видов резьбы выглядит следующим образом:
Сквозная резьба
Сквозная резьба подразделяется на собственно сквозную и накладную, имеет два подвида:
- Прорезная резьба — (сквозные участки прорезаются стамесками и резцами)
- Пропильная резьба (фактически то же самое, но такие участки выпиливаются пилой или лобзиком).
Прорезную или пропильную резьбу с рельефным орнаментом называют ажурной.
Плосковыемчатая резьба
Плосковыемчатая резьба характерна тем, что её основой служит плоский фон, а элементы резьбы углубляются в него, то есть нижний уровень резных элементов лежит ниже уровня фона. Выделяют несколько подвидов такой резьбы:
- контурная резьба — самая простая, единственным её элементом является канавка. Такие канавки-желобки и создают рисунок на плоском фоне. В зависимости от выбранной стамески канавка может быть полукруглой или треугольной. Полукруглая прорезается полукруглой стамеской, а треугольная — резцом-уголком, угловой стамеской или ножом в два приёма.
- скобчатая (ногтевидная) резьба — основным элементом является скобка (внешне похожа на след, оставляемый ногтем при надавливании на любой мягкий материал, отсюда и пошло название ногтевидная) — полукруглая насечка на плоском фоне. Делается такая насечка полукруглой стамеской в два приёма: сначала стамеску углубляют в дерево перпендикулярно поверхности, а затем под углом на некотором расстоянии от первого надреза. В результате получается так называемая скобка. Множество таких скобок разных размеров и направлений и создаёт рисунок или его отдельные элементы.
- геометрическая резьба:
- трёхгранновыемчатая резьба
- двухгранновыемочная резьба
- четырёхгранновыемочная резьба
- чернолаковая резьба — фоном служит плоская поверхность покрытая чёрным лаком или краской. Как в контурной резьбе, прорезаются канавки на фоне, из которых и строится рисунок. Различная глубина канавок и их разный профиль дают интересную игру светотени и контраста чёрного фона и светлых прорезанных канавок.
Рельефная резьба
Рельефная резьба характерна тем, что элементы резьбы находятся выше фона или на одном уровне с ним. Как правило, в этой технике выполняются все резные панно. Выделяют несколько подвидов такой резьбы:
- плоскорельефная резьба с подушечным фоном — можно сравнить с контурной резьбой, но все края бороздок заоваливаются, причём порой с разной степенью крутизны (со стороны рисунка более резко, со стороны фона постепенно, отлого). За счёт таких заваленных контуров фон кажется сделанным из подушек, отсюда и пошло название. Фон находится на одном уровне с рисунком. Плоскорельефная резьба с выбранным фоном — та же резьба, но только фон выбирается стамесками на уровень ниже. Контуры рисунка заоваливаются также.
- абрамцево-кудринская резьба (кудринская) — зародилась в усадьбе Абрамцево под Москвой, в деревне Кудрино. Автором считают Василия Ворноскова. Резьба отличается характерным «кудреватым» орнаментом — вьющимися гирляндами лепестков, цветов. Часто используются такие же характерные изображения птиц и животных. Как и плоскорельефная, бывает с подушечным и выбранным фоном.
Скульптурная резьба
Отличительная особенность — наличие скульптуры — изображения отдельных фигур (или групп фигур) людей, животных, птиц или других объектов. Фактически является самым сложным видом резьбы, поскольку требует от резчика объёмного видения фигуры, чувства перспективы, сохранения пропорций. Отдельным подвидом её считается богородская резьба.
Резьба бензопилой
Также разновидностью скульптурной резьбы можно считать искусство резьбы бензопилой, приобретающее всё большую популярность как среди резчиков, так и среди ценителей прекрасного. Популярность объяснить просто.
Резьба бензопилой — прежде всего действо, спектакль, шоу. Всё чаще стали проводиться фестивали, соревнования, показательные выступления мастеров резьбы бензопилой на массовых мероприятиях, презентациях, выставках. В отличие от других жанров резьбы по дереву, зритель не только видит конечный результат кропотливой и долгой работы мастера, но и визуально участвует в процессе создания скульптуры.
Фрезерные станки
В последнее время также все большую популярность получает создание скульптур на различных копировально-фрезерных станках, наиболее доступным из которых является Дупликарвер.
Диапазон средств
Таким образом, в распоряжение мастера имеется широкий диапазон средств: от простейших линий и форм геометрического орнамента до сложных тончайших миниатюр с изображением человеческих фигур, архитектуры и элементов пейзажа.
Определённые приёмы резьбы и мотивы изображений, тип и характер орнамента со временем стали отличительным признаком искусства отдельных центров и даже целых регионов. Например, в русских деревнях европейского Севера типичным было завершение кровли дома охлупнем — изображением головы коня, вырубленным топором. В сельском жилище народов Кавказа тонкой плоскорельефной резьбой украшались верхушка столба-колонны, держащей потолок.
Окна сельских и городских домов во многих областях России до сих пор оформляются узорными наличниками с пропильной, накладной, объёмной реьбой. В уникальных архитектурных памятниках старины сохраняется удивительная резьба иконостасов, дворцовой мебели, ритуальной и светской скульптуры.
Если учесть, что все эти работы выполнялись и выполняются сейчас простым инструментом (топор, пила, стамески и ножи разных видов), то становится ясно, что ремесло здесь проявляет себя на уровне подлинно художественного творчества.
История резного дела в России
Название
В России резьба по дереву называлась резным делом. Рисунок — ознамёнка, употреблялись также слова: вызорочье, узорочье.
Ранняя резьба
Резьба по плоской поверхности в виде косиц и прямей, зубчиков, городцев и киотцев, желобков, звёздок, маковиц, грибков, кляпышей и т. д. Образец этой древней резьбы — царское место в Успенском соборе Московского Кремля.
В конце XV в. инок Троице-Сергиевской лавры Амвросий соединил в своих работах восточный, западный и традиционный русский орнамент и оказал огромное влияние на развитие резного дела XV–XVI века.
Византийский стиль
Древние изображения травяных узоров — в византийском стиле. Не ранее XVI в. появляется фрящина (фряжские травы) — травяные украшения, заимствованные в Италии.
Немецкая резьба
Во второй половине XVII в. в России появилась немецкая резьба, фигурная, с готическими мотивами. В 1660 г. этой резьбой была украшена царская столовая, построенная по проекту немецкого архитектора Декенпина.
Появились новые инструменты и немецкие названия и термины: гзымьзумбь, шерхебель, шархебень, нашлихтебль и т. д. В резьбе и мебели появились карнисы, гзымзы, шпленгери, кракштыны (кронштейн), фрамуги, каптели, цыротные травы, фруфты и т. д.
Мастера начали изготовлять резьбу по немецким мастерским лицевым книгам — то есть по образцам и рисункам.
Рези расписывались яркими красками, иногда покрывались сусальным золотом.