Группа школьников заблудилась в лесу. Какие потребности могут появиться у ребят, оказавшихся в этой ситуации? Какие технологии им нужно использовать, для того чтобы выбраться из леса?
В жизни человека очень часто возникают ситуации, когда ему чего-то недостаёт, тогда говорят, что у него возникает в этом потребность. Например, в жаркий день хочется пить, так как не хватает жидкости, значит, возникает потребность в удовлетворении жажды. Существует много разных потребностей: в пище, одежде, жилье, средствах передвижения, сохранении здоровья, безопасности, общении, получении знаний. Какие-то потребности в данный момент очень важны для человека, какие-то — не являются для него существенными.
Потребности — это одна из причин активности человека, так как именно после осознания своих потребностей у человека появляется цель их удовлетворения и задачи для дальнейшей деятельности.
В деятельности человека выделяют два основных вида: исследовательскую деятельность, служащую для познания законов природы, и преобразующую деятельность, предназначенную для создания необходимых человеку изделий, продуктов, услуг и т. д.
К преобразующей деятельности относится, например, обработка различных материалов: древесины, металла, тканей, пластмассы. Из них люди производят изделия, удовлетворяющие их потребности. Преобразовываться может и энергия. Так, дома электрическая энергия может преобразовываться в тепловую — для обогрева помещения и приготовления пиши или в световую — для освещения комнат.
Исследоваться и преобразовываться может и информация. В процессе общения люди обмениваются информацией. Она может передаваться на расстояние с помощью различных устройств: телефонов (рис. 1.1, а), телевизионных приёмников (рис. 1.1, б), компьютеров. Например, получить информацию о состоянии здоровья человека можно с помощью специального прибора — термометра (рис. 1.1, в).
Эта информация позволит понять, нуждается ли человек в помощи врача.
Для того чтобы организовать преобразующую деятельность, необходимы знания законов природы и способов их применения на практике. Нужно определить методы, приёмы, режимы работы, последовательность действий. Знание о каком-либо виде преобразующей деятельности определяет конкретную технологию.
Слово «технология» произошло от двух древнегреческих слов: techne — «мастерство» и logos — «знание», «наука». Таким образом, технология — это знания о мастерстве в человеческой деятельности. Иным словами, технология — это наука о преобразующей деятельности человека, знания о преобразованиях материалов, энергии и информации по плану и в интересах человека.
Существует много разных технологий. C помощью одной технологии можно приготовить определённый вид еды, с помощью другой технологии — найти нужную информацию в учебнике или в сети Интернет, с помощью третьей технологии — организовать учёбу в классе.
Мир технологий. В настоящее время существует огромное количество технологий, которые можно разделить на:
1) материальные (преобразование, обработка материалов);
2) нематериальные: информационные (преобразование, обработка информации);
социальные (работа с людьми);
3) интеллектуальные.
Материальные технологии
а) производственные технологии:
— промышленные технологии (технологии добычи полезных ископаемых, машиностроительная и судостроительная технологии, строительные технологии, технологии производства тканей и одежды из неё, химические технологии, технологии изготовления мебели, технологии получения продуктов питания и др.);
— технологии сельского хозяйства (технологии животноводства, растениеводства, лесоводства и др.);
б) технологии в сфере быта (технологии содержания и ремонта жилья, бытовой техники, освещения и отопления помещений, безопасности частных владений, оформления жилых помещений и др.).
При использовании материальных технологий работают с материальными ресурсами: минеральным сырьём, металлами, древесиной и древесными материалами, химическими веществами, тканями, продуктами сельскохозяйственного производства, пластмассами, стеклом и др.
На рис. 2 показана структура использования материальной технологии.
Нематериальные технологии
а) информационные технологии (технологии управления, накопления, обработки и передачи информации, программное обеспечение и др.);
б) социальные технологии (технологии общения, распространения новостей, решения общественно важных проблем, технологии работы с общественным мнением, технология применения социальных сетей и др.);
в) интеллектуальные технологии (технологии кинопроизводства, постановки спектаклей и зрелищных мероприятий, создания картин, книг и др.).
В нематериальных технологиях работают с нематериальными ресурсами: информацией, проектными и научными разработками, зрелищами, искусством, законотворчеством, управлением, финансовыми и страховыми услугами и др. На рис. 3 показана структура использования элементов информационной технологии.
Нематериальные технологии (Рис.4)
а) информационные технологии (технологии управления, накопления, обработки и передачи информации, программное обеспечение и др.);
б) социальные технологии (технологии общения, распространения новостей, решения общественно важных проблем, технологии работы с общественным мнением, технология применения социальных сетей и др.);
в) интеллектуальные технологии (технологии кинопроизводства, постановки спектаклей и зрелищных мероприятий, создания картин, книг и др.).
В нематериальных технологиях работают с нематериальными ресурсами: информацией, проектными и научными разработками, зрелищами, искусством, законотворчеством, управлением, финансовыми и страховыми услугами и др. На рис. 5 показана структура использования элементов информационной технологии.
Существуют множество других технологий: транспортные, военные, инновационные, банковские, телекоммуникационные (интернет, телевидение) и др.
В настоящее время быстро развиваются так называемые высокие технологии: робототехника, нанотехнологии, микроэлектроника, космические технологии, биотехнологии, атомная энергетика, навигационные технологии, солнечная энергетика и др.
Технологии и мировое хозяйство. С начала ХХI века технология оказывает значительное влияние на развитие мирового хозяйства: освоение наиболее эффективных и высоких технологий способствует сближению национальных хозяйств различных стран, созданию межнациональных производственных комплексов и, в конечном счёте, ускоренному развитию стран и росту благосостояния людей.
Главной задачей технологии является выявление закономерностей развития физических, химических, механических, социальных, коммерческих, экологических и прочих процессов с целью управления ими для превращения обрабатываемых сред из одного вида в другой для наиболее полного удовлетворения потребностей человеческого общества.
Развитие технологий и проблемы антропогенного воздействия на окружающую среду. Антропогенным называют любое человеческое воздействие на окружающую природу, приводящее к её изменениям, как правило, в худшую сторону. Разработанные людьми технологии очень часто оказывают отрицательное воздействие на окружающую среду.
Например, технологии добычи полезных ископаемых разрушают природные ландшафты, в результате чего гибнут леса, загрязняются реки, а морская добыча нефти является угрозой экологической катастрофы. На промышленных предприятиях возникают отходы от обработки сырья, загрязняющие природу, а газообразные вещества, выбрасываемые из заводских труб, загрязняют атмосферу.
На тепловых электростанциях при сжигании угля загрязняется атмосфера, атомные электростанции не загрязняют окружающую среду продуктами сгорания топлива, но опасность представляют собой радиоактивное топливо и радиоактивные отходы.
В сельском хозяйстве удобрения и химические средства борьбы с вредителями посевов попадают в почву и грунтовые воды, что представляет большую опасность для природной среды.
Выхлопные газы автомобилей, проезжающих по автострадам, также загрязняют окружающую среду.
Поэтому надо научиться использовать и развивать технологии таким образом, чтобы свести к минимуму нежелательные последствия путём применения малоотходных и безотходных технологий, ограничения выбросов в атмосферу, применения ветряных и солнечных электростанций, восстановления разрушенных природных ландшафтов высадкой зелёных насаждений и др.
При возникновении вопросов посмотрите видео.
Практическая работа №2
Ознакомление с технологиями
1. Выберите одну из потребностей человека в приведенном ниже списке и назовите технологии необходимые для удовлетворения данной потребности:
— потребность в жилище;
— потребность в транспортировке грузов;
— потребность в учёбе;
— потребность в занятии спортом;
— потребность в изучении космоса;
— потребность в развлечениях.
2. Приведите примеры производственных технологий и примеры технологий в сфере быта.
3. Запишите в рабочей тетради последовательность действий для одной из простейших технологий:
— укладки школьной сумки перед выходом в школу;
— уборки комнаты подростка;
— мытья посуды вручную;
— подготовки велосипеда к прогулке;
— посещения продуктового магазина;
— подготовки грядки на садовом участке к посадке.
Домашнее задание:
Домашнее задание нужно выполнить в тетради. Файл с домашним заданием можно скачать здесь. Этот же файл прикреплен к уроку в Дневник.ру, в разделе «Домашнее задание».
Используемые материалы:
Технология. 5 класс. Авторский коллектив: Е. С. Глозман, Е. Н. Кулакова, Ю. Л. Хотунцев, О. А. Кожина, И. В. Воронин, В. В. Воронина, А. Е. Глозман (электронную форму учебника можно получить через сайт educont.ru в Медиатеке Просвещения, а так же в виде файла прикрепленного к уроку в Дневник.ру)
Урок РЭШ по технологии для 5 класс №3 «Преобразующая деятельность человека и мир технологий»