Урок № 7 Свойства алгоритмов.
Урок №8 Основное свойство алгоритма.
Посмотрите видео
Создание алгоритма (или технологии) начинается с постановки цели или формулировки задачи. Человек должен не только осознать, но и сформулировать то, что он хочет, — свою потребность. Потребности — источник активности человека.
Далее человек должен определить путь к достижению цели или решению задачи (удовлетворению потребности). Путь в данном случае — это последовательность действий, адресованных исполнителю: человеку или техническому устройству.
Определение алгоритма подразумевает, что:
- каждое действие должно быть понятно исполнителю;
- каждое действие исполнитель может осуществить.
Из этих двух свойств вытекает главная особенность алгоритма: возможность для исполнителя достичь поставленной цели или решить поставленную задачу поэтапно, осуществляя на каждом этапе определённое действие, не задумываясь над его содержанием. В таких случаях говорят, что исполнитель действует автоматически (как мы завариваем чай, готовим бутерброд, чистим зубы и т. д.).
Но, чтобы выполнить некоторые дела, вы сначала продумываете последовательность действий. А чтобы научить кого-то выполнить эту же работу, надо описать последовательность действий так, чтобы она была понятна другому исполнителю. Например, чтобы пришить пуговицу, надо выполнить следующие действия.
- Достать швейные принадлежности.
- Выбрать катушку с нитью, цвет которой подходит к пуговице.
- Отрезать от катушки нить нужной длины.
- Вдеть нить в иголку.
- Завязать на конце нити узелок.
- Продеть иглу через ткань (с изнаночной стороны) и через отверстие пуговицы.
- Продеть иглу через другое отверстие пуговицы ткань.
- Повторить пункты б и 7 пять раз.
- Отрезать ножницами остатки нити.
- Убрать швейные принадлежности.
Наверное, кто-то из вас, пришивая пуговицу, действует по собственному плану. Можно, например, сначала завязать узелок, а потом вдеть нить в иголку, или отрезать уже продетую в иглу нить. Это говорит о том, что одну и ту же задачу можно решить разными способами. Но перестановка некоторых пунктов этого плана делает его неразумным или вовсе бессмысленным. Например, «пришивать» пуговицу, не вдев нить в иглу, бесполезно.
Итак, мы уже знаем что, описание последовательности действий, строгое исполнение которых приведет к задуманному результату, называется алгоритмом. Любой алгоритм можно изобразить графически или описать словами. И словесный, и графический алгоритмы должны быть понятны исполнителю. Составление алгоритма работы особенно важно при работе на компьютере, даже если надо выполнить несложную задачу.
Происхождение слова «алгоритм» связано с именем великого математика Мухаммеда аль-Хорезми. Мухаммед аль-Хорезми был родом из Хорезма, на что указывает его имя. Основной период его творчества приходится на первую половину IX века нашей эры и связан с Багдадом, крупным научным центром Востока. Перу этого ученого принадлежит книга по математике, которая в течение нескольких столетий пользовалась широкой популярностью. В ней аль-Хорезми сформулировал правила выполнения четырех арифметических действий над многозначными числами. Этим учебником люди пользовались несколько столетий. При переводе на латынь имя автора писали так: Algorithmi [алгоритми]. Ссылаясь на его книгу, европейцы упоминали: «Так говорил Алгоритми…» Со временем способы решения разнообразных задач стали называть алгоритмами.
Сами того не замечая, мы используем в повседневной жизни множество алгоритмов, составленных самостоятельно или другими людьми. Алгоритмом можно назвать и рецепт приготовления блюда, и инструкцию по использованию бытового прибора, и процесс шитья платья, описанный в журнале мод.
Например, выполняя инструкции, указанные в рецепте пирога, человек может не знать, что должно получиться в итоге и не иметь кулинарного опыта, но, тем не менее, он достигнет конечного результата, то есть испечет пирог, возможно даже съедобный.
Создание алгоритма — процесс, требующий от его разработчика глубоких и обширных знаний, а также специальной профессиональной подготовки. По после того как алгоритм разработан, его исполнение способен осуществить и человек, и автомат (рис. 1).
Проверить
Запишите известный вам алгоритм сложения двух чисел в виде команд исполнителю. Исполнителем будете вы сами. Попробуйте пропустить одну из команд. Что получится в ответе?
Знать
Под алгоритмом понимается понятное и точное предписание исполнителю совершить последовательность действий, направленных на достижение поставленной цели или решение поставленной задачи.
Создание алгоритма — сложный и трудоёмкий процесс, но после того, как он создан, его исполнение может осуществить и человек, и автомат.
Домашнее задание к уроку №7,8
Файл с домашним заданием можно скачать здесь. Этот же файл прикреплен к уроку в Дневник.ру, в разделе «Домашнее задание».
Как выполнить домашнее задание?
- В случае перехода на дистанционное обучение или других причин, по которым вы отсутствуете на уроках длительное время, нужно скачать файл с домашним заданием на свой компьютер и выполнить задание прямо в документе, который вы скачали. Затем необходимо его сохранить и прикрепить его в форме, расположенной в конце страницы. Этот файл придет на почту учителя и будет проверен. Обязательно указывайте свои данные (Имя, класс и номер урока к которому вы выполняли задание). Инструкция
- Можно выполнить домашнее задание и предъявить учителю по его требованию. Задания расположены ниже.
Задание №1
Внимательно прочитай текст из знакомой книги и ответь на вопросы:
1) Перечислены ли здесь действия?
2) К какому результату приведет их выполнение?
3) Текст является описанием алгоритма?
ТЕКСТ: «Если я что-нибудь понимаю, то дыра — это нора, а нора — это Кролик, а Кролик – это подходящая компания, а подходящая компания – это такая компания, где меня чем-нибудь угостят и с удовольствием послушают мою ворчалку. И все такое прочее.»
Ответы:
Задание №2
Внимательно прочитай текст из знакомой книги и ответь на вопросы:
1) Перечислены ли здесь действия?
2) К какому результату приведет их выполнение?
3) Текст является описанием алгоритма?
ТЕКСТ: «Наконец, Волька придумал:
— Хоттабыч миленький! Пойдем в цирк!
— С радостью и удовольствием, о, Волька! И знаешь, что? Давай поедем туда на верблюде. Даже лучше того — на слоне. Представь только, как все будут тебе завидовать.
— Нет; что ты! Не стоит тебе затрудняться, — возразил Волька с подозрительной поспешностью.
— Давай лучше, если ты не боишься, поедем на троллейбусе.
Хоттабыч обиделся: — Я уже четвертый день без страха взираю на эти железные повозки.
Через полчаса Волька, Женя и Хоттабыч были у входа в цирк.
Ответы:
Задание №3
Внимательно прочитай алгоритм: Как Знайка и его друзья построили воздушный шар.
1) Знайка прочитал много книг о путешествиях.
2) Знайка предложил отправиться в путешествия.
3) Знайка предложил изготовить шар из резины.
4) Малыши собирали резиновый сок из цветов.
5) Знайка велел Шпунтику принести насос.
6) Знайка присоединил резиновую трубку к насосу.
7) Знайка облил конец трубки резиновым соком.
8) Знайка велел Шпунтику качать насос.
9) Знайка обмазывал пузырь резиновым соком со всех сторон.
10) Пузырь превратился в шар.
11) Малыши помогали обмазывать шар резиновым соком со всех сторон.
12) Шар надулся величину с дом.
13) Знайка перевязал трубку верёвочкой.
14) Шар положили сохнуть.
15) Знайка привязал верёвку к ореховому кусту.
16) Малыши изготовили огромную шёлковую сетку.
17) Малыши изготовили корзину из берёзовой коры.
18) Малыши накинули сетку на шар.
19) Малыши привязали углы сетки к корзине
20) Стоп.
Выпиши команды, которые непонятны в этом, Основном, алгоритме.
Ответ:
Задание № 4
Прочитай текст: «… Коротышки могли добывать резину. В городе у них росли цветы, похожие на фикусы. Если на стебле такого цветка сделать надрез, то из него вытекает сок. Этот сок постепенно густеет и превращается в резину, из которой можно делать мячи и калоши».
Составь алгоритм №1.
Ответ:
Задание №5
Прочитай текст: «… Знайка велел собирать шелковичные коконы, чтобы размотать их и наделать шёлковых нитей. Из этих ниток он велел им сплести огромную сетку».
Составь алгоритм №2
Ответ:
Задание №6
Внеси в Основной алгоритм алгоритмы №1 и №2 так, чтобы Основной алгоритм больше не имел непонятных команд.
Ответ: (Например, Алгоритм №1 вставить между 2 и 3 пунктом Основного алгоритма и т.д)
Загрузить домашнее задание