Skip to content

Menu
  • 5 класс
  • 6 класс
  • 7 класс
  • 8 класс
  • Финансовая грамотность
  • Рукодельницам
  • Страничка учителя
  • Домашнее обучение
  • Робототехника
Menu

Урок № 7 Свойства алгоритмов.

Урок №8 Основное свойство алгоритма.

Посмотрите видео

Создание алгоритма (или технологии) начинает­ся с постановки цели или формулировки задачи. Человек должен не только осознать, но и сформулировать то, что он хочет, — свою потребность. Потребности — источник активности человека.

Далее человек должен определить путь к достижению цели или решению задачи (удовлетворению потребности). Путь в дан­ном случае — это последовательность действий, адресованных исполнителю: человеку или техническому устройству.

Определение алгоритма подразумевает, что:

  1. каждое действие должно быть понятно исполнителю;
  2. каждое действие исполнитель может осуществить.

Из этих двух свойств вытекает главная особенность алгорит­ма: возможность для исполнителя достичь поставленной цели или решить поставленную задачу поэтапно, осуществляя на каждом этапе определённое действие, не задумываясь над его содержанием. В таких случаях говорят, что исполнитель дей­ствует автоматически (как мы завариваем чай, готовим бутер­брод, чистим зубы и т. д.).

Но, чтобы выполнить некоторые дела, вы сначала продумываете последовательность действий. А чтобы научить кого-то выполнить эту же работу, надо описать последовательность действий так, чтобы она была понятна другому исполнителю. Например, чтобы пришить пуговицу, надо выполнить следующие действия.

  1. Достать швейные принадлежности.
  2. Выбрать катушку с нитью, цвет которой подходит к пуговице.
  3. Отрезать от катушки нить нужной длины.
  4. Вдеть нить в иголку.
  5. Завязать на конце нити узелок.
  6. Продеть иглу через ткань (с из­наночной стороны) и через от­верстие пуговицы.
  7. Продеть иглу через другое от­верстие пуговицы ткань.
  8.  Повторить пункты б и 7 пять раз.
  9. Отрезать ножницами остатки нити.
  10. Убрать швейные принадлеж­ности.

Наверное, кто-то из вас, при­шивая пуговицу, действует по соб­ственному плану. Можно, напри­мер, сначала завязать узелок, а потом вдеть нить в иголку, или отрезать уже продетую в иглу нить. Это говорит о том, что одну и ту же задачу можно решить разными способами. Но перестановка не­которых пунктов этого плана делает его неразумным или вовсе бес­смысленным. Например, «пришивать» пуговицу, не вдев нить в иглу, бесполезно.

Итак, мы уже знаем что, описание последовательности действий, строгое исполнение ко­торых приведет к задуманному результату, называется алгоритмом. Любой алгоритм можно изобразить графически или описать слова­ми. И словесный, и графический алгоритмы должны быть понятны исполнителю. Составление алгоритма работы особенно важно при работе на компьютере, даже если надо выполнить несложную задачу.

Мухаммед аль-Хорезми

Происхождение слова «алгоритм» связано с именем великого математика Мухаммеда аль-Хорезми. Мухаммед аль-Хорезми был родом из Хорезма, на что указывает его имя. Основной период его творчества приходится на первую половину IX века нашей эры и связан с Багдадом, крупным научным центром Востока. Перу этого ученого принадлежит книга по математике, которая в течение нескольких столетий пользовалась широкой популярностью. В ней аль-Хорезми сформулировал правила выпол­нения четырех арифметических действий над многозначными числами. Этим учебни­ком люди пользовались несколько столетий. При переводе на латынь имя автора писали так: Algorithmi [алгоритми]. Ссылаясь на его книгу, европейцы упоминали: «Так говорил Алгоритми…» Со временем способы решения разнообразных задач стали называть алгоритмами.

Сами того не замечая, мы используем в повседневной жизни множество алгоритмов, составленных самостоятельно или другими людьми. Алгоритмом можно назвать и рецепт приготовления блюда, и ин­струкцию по использованию бытового прибора, и процесс шитья платья, описанный в журнале мод.

Например, выполняя инструкции, указанные в рецепте пирога, человек может не знать, что должно получиться в итоге и не иметь кулинарного опыта, но, тем не менее, он достигнет конечного ре­зультата, то есть испечет пирог, возможно даже съедобный.

Создание алгоритма — процесс, требующий от его разработчи­ка глубоких и обширных знаний, а также специальной професси­ональной подготовки. По после того как алгоритм разработан, его исполнение способен осуществить и человек, и автомат (рис. 1).

Рис. 1. Навигатор (а) прокладывает маршрут для водителя (б) с по­мощью алгоритма, который учитывает организацию движения, ситуа­цию па дорогах, расположение автозаправочных станций и автостоянок.

Проверить

Запишите известный вам алгоритм сложения двух чисел в виде команд исполнителю. Исполнителем будете вы сами. Попробуйте пропустить одну из команд. Что получится в ответе?

Знать

Под алгоритмом понимается понятное и точное предписание ис­полнителю совершить последовательность действий, направлен­ных на достижение поставленной цели или решение поставлен­ной задачи.

Создание алгоритма — сложный и трудоёмкий процесс, но после того, как он создан, его исполнение может осуществить и человек, и автомат.

Домашнее задание к уроку №7,8

Файл с домашним заданием можно скачать здесь. Этот же файл прикреплен к уроку в Дневник.ру, в разделе «Домашнее задание».

Как выполнить домашнее задание?

  1. В случае перехода на дистанционное обучение или других причин, по которым вы отсутствуете на уроках длительное время, нужно скачать файл с домашним заданием на свой компьютер и выполнить задание прямо в документе, который вы скачали. Затем необходимо его сохранить и прикрепить его в форме, расположенной в конце страницы. Этот файл придет на почту учителя и будет проверен. Обязательно указывайте свои данные (Имя, класс и номер урока к которому вы выполняли задание). Инструкция
  2. Можно выполнить домашнее задание и предъявить учителю по его требованию. Задания расположены ниже.

Задание №1

Внимательно прочитай текст из знакомой книги и ответь на вопросы:

1) Перечислены ли здесь действия?

2) К какому результату приведет их выполнение?

3) Текст является описанием алгоритма?

ТЕКСТ: «Если я что-нибудь понимаю, то дыра — это нора, а нора — это Кролик, а Кролик – это подходящая компания, а подходящая компания – это такая компания, где меня чем-нибудь угостят и с удовольствием послушают мою ворчалку. И все такое прочее.»

Ответы:

Задание №2

Внимательно прочитай текст из знакомой книги и ответь на вопросы:

1) Перечислены ли здесь действия?

2) К какому результату приведет их выполнение?

3) Текст является описанием алгоритма?

ТЕКСТ: «Наконец, Волька придумал:

— Хоттабыч миленький! Пойдем в цирк!

— С радостью и удовольствием, о, Волька! И знаешь, что? Давай поедем туда на верблюде. Даже лучше того — на слоне. Представь только, как все будут тебе завидовать.

 — Нет; что ты! Не стоит тебе затрудняться, — возразил Волька с подозрительной поспешностью.

 — Давай лучше, если ты не боишься, поедем на троллейбусе.

Хоттабыч обиделся: — Я уже четвертый день без страха взираю на эти железные повозки.

Через полчаса Волька, Женя и Хоттабыч были у входа в цирк.

Ответы:

Задание №3

Внимательно прочитай алгоритм: Как Знайка и его друзья построили воздушный шар.

1) Знайка прочитал много книг о путешествиях.
2) Знайка предложил отправиться в путешествия.
3) Знайка предложил изготовить шар из резины.
4) Малыши собирали резиновый сок из цветов.
5) Знайка велел Шпунтику принести насос.
6) Знайка присоединил резиновую трубку к насосу.
7) Знайка облил конец трубки резиновым соком.
8) Знайка велел Шпунтику качать насос.
9) Знайка обмазывал пузырь резиновым соком со всех сторон.
10) Пузырь превратился в шар.
11) Малыши помогали обмазывать шар резиновым соком со всех сторон.
12) Шар надулся величину с дом.
13) Знайка перевязал трубку верёвочкой.
14) Шар положили сохнуть.
15) Знайка привязал верёвку к ореховому кусту.
16) Малыши изготовили огромную шёлковую сетку.
17) Малыши изготовили корзину из берёзовой коры.
18) Малыши накинули сетку на шар.
19) Малыши привязали углы сетки к корзине
20) Стоп.

Выпиши команды, которые непонятны в этом, Основном, алгоритме.

Ответ:

Задание № 4

Прочитай текст: «… Коротышки могли добывать резину. В городе у них росли цветы, похожие на фикусы. Если на стебле такого цветка сделать надрез, то из него вытекает сок. Этот сок постепенно густеет и превращается в резину, из которой можно делать мячи и калоши».
Составь алгоритм №1.

Ответ:

Задание №5

Прочитай текст: «… Знайка велел собирать шелковичные коконы, чтобы размотать их и наделать шёлковых нитей. Из этих ниток он велел им сплести огромную сетку».
Составь алгоритм №2

Ответ:

Задание №6

Внеси в Основной алгоритм алгоритмы №1 и №2 так, чтобы Основной алгоритм больше не имел непонятных команд.

Ответ: (Например, Алгоритм №1 вставить между 2 и 3 пунктом Основного алгоритма и т.д)

Загрузить домашнее задание




    Версия для слабовидящих

    Версия для слабовидящих
    Март 2023
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
     12345
    6789101112
    13141516171819
    20212223242526
    2728293031  
    « Мар    

    © 2023 | Powered by Superbs Personal Blog theme