Сферы, отрасли, предметы труда и процесс профессиональной деятельности
Профессиональная деятельность человека осуществляется в рамках каких-либо конкретных отраслей экономики.
Отрасль — исторически сложившаяся совокупность предприятий, производств, организаций, характеризующаяся единством экономического назначения производимой продукции или услуг, однородностью потребляемого сырья и материалов, общностью материально-технической базы и технологических процессов, специфичностью профессионального состава кадров и условий труда.
Сфера профессиональной деятельности — это совокупность отраслей, объединенных по определенному признаку. По результатам труда различают две крупные сферы профессиональной деятельности: сферу материального производства и непроизводственную сферу с входящими в каждую из них определенными отраслями
В сфере материального производства производится два вида продукции: средства производства и предметы потребления. Непроизводственная сфера охватывает отрасли и виды профессиональной деятельности по обслуживанию населения, других отраслей экономики, управлению ими. Сфера материального производства и непроизводственные отрасли тесно взаимосвязаны. Состояние и развитие непроизводственной сферы оказывают активное воздействие на социально-экономический прогресс и являются важнейшими его показателями.
По мере социально-экономического развития общества число работников в сфере материального производства уменьшается, а в непроизводственной — увеличивается. Особенно быстрыми темпами развиваются в настоящее время обслуживающие отрасли (сервис).
Технологические уровни развития цивилизаций
Одной из общих закономерностей современного этапа развития общества является рост его технологизации, т. е. развитие и широкое распространение различного рода технологий во всех сферах жизни и деятельности человека. Сегодня большинство специалистов утверждают, что все мы живем в индустриальном технологическом обществе, на смену которому идет информационная эра. В последние годы наблюдается усложнение производственных, экономических и социальных процессов. Широкое развитие кооперации и международного разделения труда, появление автоматизированных производств и стремление производителей гарантировать высокое качество своей продукции для обеспечения ее конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках – все это весьма действенные социальные факторы, которые вызвали к жизни развитие и широкое распространение различного вида производственных технологий. Именно технологизация производственных процессов позволила не только обеспечить потребности современного общества в товарах и услугах массового спроса, но и более эффективно использовать природные и материальные ресурсы, энергию, сырье, оборудование, а главное – экономить социальное время, необходимое для реализации производственных процессов.
В 1922 году Кондратьев опубликовал наблюдение, согласно которому в долгосрочной динамике некоторых экономических индикаторов наблюдается определённая циклическая регулярность, в ходе которой на смену фазам роста соответствующих показателей приходят фазы их относительного спада с характерным периодом этих долгосрочных колебаний порядка 50 лет[2] и в дальнейшем развил, охарактеризовал и обосновал обнаруженную закономерность. Исследования и выводы Кондратьева основывались на эмпирическом анализе большого числа экономических показателей различных стран на довольно длительных промежутках времени, охватывавших 100—150 лет, среди изученных показателей — индексы цен, государственные долговые бумаги, номинальная заработная плата, показатели внешнеторгового оборота, добыча угля, золота, производство свинца, чугуна
В своем историческом развитии человечество прошло несколько технологических уровней:
Первый – был основан на применении энергии, силы, навыков и знаний человека как основного источника и основного пользователя инструментов и орудий (первобытное общество).
Второй – основывался на использовании энергетических возможностей природы, ветра, воды, огня, силы животных (традиционное общество).
Третий – связывают с изобретением и применением паровых машин и, соответствовавших этому, средств передвижения: паровоза, парохода (эпоха классического или промышленного капитализма).
Четвертый – связан с промышленным использованием электричества, химизацией производства, использованием двигателей внутреннего сгорания, механизацией основных видов промышленного, сельскохозяйственного труда, с созданием электроники, процессоров, современной вычислительной техники и средств связи (переход от индустриального к постиндустриальному обществу).
Пятый – представляет собой максимальную автоматизацию всех процессов в промышленности, сельском хозяйстве, добывающих отраслях, образовании, науке, культуре, быту и т. д. В соединении с новейшими биотехнологиями, возможностью создания материалов с заданными свойствами, гарантией экологической безопасности и максимально рациональным использованием земных и космических ресурсов он составляет технологическую основу информатизации и интеллектуализации общества, ведущей к его материальному и духовному благополучию.
Примеры управления. Практика управления стара, как старо само человеческое общество. Неандертальцы, чтобы убить мамонта, должны были организоваться и иметь руководителя. В противном случае их действия не привели бы к нужному результату. На глиняных дощечках сохранились записи древних шумеров о торговых сделках, что говорит о том, что уже тогда была определённая организованность, а значит, и управление. Пирамиды Египта нельзя было бы построить без организации и управления. В истории много примеров чёткого управления. Римская империя наиболее яркий пример. У римлян была чётко организованная и хорошо управляемая армия. Её структуру фактически повторяют и все нынешние вооружённые силы. На завоёванных землях римляне ставили своих управляющих. В романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» показан такой управляющий завоёванной Иудеей — прокуратор Понтий Пилат, т. е. наместник римского императора в этой стране.
Любое управление — это деятельность, направленная на сохранение состояния или структуры какого-то объекта или системы объектов, поддерживающая режим его (её) функционирования, реализацию программы работ или достижение какой-то цели. Управление — это особый вид деятельности, которая превращает неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную и производственную группу. Управление, как таковое, является и стимулирующим элементом социальных изменений, и примером значительных социальных перемен.
В истории выработаны три основных средства воздействия, или управления:
• иерархия — организация управления, где основное средство воздействия определяется отношением власть—подчинение. Это давление на человека сверху с помощью принуждения, контроля над распределением материальных благ, страха наказания и др. (любая диктатура, армия);
• культура — выработанные и признанные обществом, организацией или группой ценности, социальные нормы, установки, шаблоны поведения, ритуалы, которые заставляют вести себя человека так, а не иначе;
• рынок — сеть равноправных отношений по горизонтали, основанных на купле-продаже продукции и услуг, на отношениях собственности, на равновесии интересов продавца и покупателя.
Эти три инструмента, или средства, присутствуют при любой системе управления.
Управление может быть интуитивным и научным. Интуитивный подход строится на чувствах и подсознании того, кто занимается управлением. То, что он предполагает, что ему кажется целесообразным, интуитивный управленец и даёт как управленческое решение.
Подходы к управлению. Грамотное управление должно строиться на научных положениях, проверенных практикой. К настоящему времени можно выделить четыре научных подхода к управлению: подход с позиций различных школ, подход к управлению как к процессу, системный подход и ситуационный подход.
Подход на основе выделения различных школ
Школа научного управления. Её основателями были Ф. Тейлор и Ф. Гильберт. С этой школой обычно связывают конвейерное производство. Исследовались технологические операции и те трудовые действия, а также их элементы, которые при данной технике были возможны и целесообразны. Люди распределялись по операциям производства. Прежде чем начать процесс производства, планировалось управление как отдельными людьми, так и их группами. Так строилось управление производством в США.
Школа административного управления. В этой школе фактор человека рассматривался как подчинённый технологическому процессу, вторичный для производства. Главным рациональным построением общих основ системы управления являлись управления финансами, производством, маркетингом. Важной составляющей рассматривалась структура организации и принцип единоначалия.
Основными положениями административного управления являлись: разделение труда; полномочия и ответственность; дисциплина; единоначалие (для каждого только один начальник); единство целей и руководства; подчинённость личных интересов общим; вознаграждение персонала; централизация (подчинённость одному); скалярная цель (иерархия управленцев по вертикали); порядок (научная организация труда); справедливость (доброта и правосудие); стабильность рабочего места; инициатива в выполнении плана; корпоративный дух.
Такое управление было характерно для СССР.
Школа человеческих отношений. Эта школа исследовала влияние моральных и поведенческих факторов на эффективность управления. Оценивалась роль межличностных отношений в коллективе. Эта школа появилась с развитием поведенческих наук — психологии и социологии. Школа управления получила распространение в Японии.
Школа науки управления или количественных методов. Она основана на достижениях математики, инженерных наук. В её основе лежит исследование операций. Для управленческих структур строятся математические модели, которые с помощью специальных алгоритмов обсчитываются, и выносятся рекомендации о рациональном решении. С распространением компьютеров и появлением мощного программного обеспечения эта школа постоянно развивается. Такое управление получает всё большее распространение во всём мире.
Системный подход
Управленческая структура (любая организация) рассматривается как система. Система — это некоторая целостность, состоящая из взаимосвязанных частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристику целого.
Любая производственная организация людей является системой. В такой системе задействованы как люди, так и техника, которая ими используется для достижения управленческих целей. Такие системы можно назвать социо- техническими.
Системы могут состоять из подсистем, относительно независимых друг от друга: отдел главного технолога, отдел главного механика и т. п. Системный подход в управлении является очень перспективным, особенно при использовании компьютеров.
Ситуационный подход
Ситуация — это конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время. Ситуационный подход тесно связан с системным подходом, так как ситуацию нельзя рассматривать в отрыве от прошлого и будущего.
При ситуационном подходе в управлении происходит увязывание конкретных приёмов средств и концепций с определёнными конкретными ситуациями для того, чтобы достигнуть поставленных целей организации наиболее эффективно. При ситуационном подходе оцениваются начальные переменные системы в данной ситуации и их положительное или отрицательное влияние на результат.
Главное при ситуационном подходе — это правильное выделение и оценка ситуационных переменных. Опыт есть совокупность допущенных и исправленных ошибок. Немецкий канцлер О. Бисмарк ещё в 19-м веке говорил, что лучше учиться на чужих ошибках.
Процессный подход
Управление рассматривается как непрерывный процесс взаимосвязанных действий руководителя.
Эти действия включают в себя четыре главных действия:
• планирование — определение того, где организация находится в настоящее время, куда надо двигаться, как это сделать. Планирование — процесс непрерывный, потому что будущее всегда содержит неопределённость;
• организация деятельности — создание структур: производства, коллектива, внешних взаимодействий;
• мотивация исполнителей — воздействие на исполнителей материальными, моральными, социальными стимулами;
• контроль — отслеживание состояния внутренней и внешней ситуации для организации. Руководитель устанавливает стандарты для того, чтобы было с чем сравнивать состояние дел. При отклонении от заданного стандарта руководитель должен предпринимать необходимые действия.
При процессуальном подходе очень важны связующие процессы: принятие управленческих решений и коммуникация.
Принятие решений — это выбор одной из альтернатив (вариантов действий). Этот выбор может быть обоснованным или интуитивным. Коммуникация — это передача сведений от человека к человеку. От эффективности коммуникации зависит эффективность управления.
Управление должно обеспечивать успешность работы организации. Добившейся успеха можно считать ту организацию, которая, например, увеличилась и стала приносить большие прибыли, ту, которая стала монополией, и т. п.
Ответь на вопросы: https://forms.yandex.ru/u/66eba8983e9d08056e198e88/