Урок №1 Учебный предмет «Технология», потребности человека и цели производственной деятельности.
Урок №2 Познание и преобразование внешнего мира — основные виды человеческой деятельности.
Информация для правообладателей
Посмотрите вокруг себя. Что вы видите за окном, в комнате? За окном, возможно, светит солнце и весело чирикают воробьи. А может быть, идёт дождь… По улице движутся машины. В комнате на столе лежат книги.
Обратите внимание на выделенные слова. Их можно разделить на две группы. В первую включим то, что появилось без участия человека: солнце, воробьи, дождь. Во вторую — то, что сделано руками человека: окно, улица, машины, комната, стол, книги. Весь мир вокруг нас можно разделить на две части. Первая — это мир природы. А вторая — это созданный человеком искусственный мир. Весь этот рукотворный мир появился с помощью технологий.
Технология — это процесс создания человеком полезных изделий и услуг. Что нужно знать и уметь, чтобы создавать стулья и самолёты, пирожки и телевизоры, красивую одежду и уютный дом, мы и будем изучать на уроках технологии.
Человек создаёт вещи не просто так, а чтобы удовлетворять свои потребности.
Потребность — это осознаваемая человеком нужда в чём-либо.
Поскольку люди могут объединяться в различные общества, потребности может испытывать и общество в целом. В итоге появляются общественные потребности.
Люди, стремясь удовлетворить свои потребности, ставят перед собой различные задачи и, решая их, движутся вперёд в своём развитии. Таким образом, можно сказать, что потребности являются движущей силой развития человеческого общества.
Потребности между собой взаимосвязаны и образуют иерархию потребностей (иерархия — это расположение частей или элементов целого в порядке от низшего к высшему), показанную на рисунке 1.
В основании изображённой фигуры лежат физиологические потребности (рис. 2). Это потребности в пище, воде, сне, дыхании, жилище, отдыхе, защите от воздействий внешней среды (холода, жары, ветра). Физиологические потребности должны быть разумны, ограничены, иначе человек ничем не будет отличаться от животного.
Выше (см. рис. 1) размещаются потребности в безопасности, которые выражаются в стремлении человека сохранить и защитить свою жизнь, жизнь родных и близких людей, родину от стихийных бедствий, преступников, врагов, дискомфорта; иметь стабильную работу, страховку на случай чрезвычайных обстоятельств (рис. 3).
Социальные потребности (социальный — связанный с жизнью людей в обществе) свидетельствуют о том, что человек — существо коллективное и вне группы жить не может. Он ищет общения, дружбы, любви, помощи близких. Ему необходимо заботиться о других людях, участвовать в различных общих делах, принадлежать к какой-либо группе, сообществу. Это потребность в сотрудничестве и взаимопомощи, жить и работать в определённом коллективе (рис. 4).
Статусные потребности (статус — это положение человека в обществе) проявляются в стремлении чем-либо отличаться, иметь преимущества, обгонять других, обращать на себя особое внимание. Они заставляют человека делать карьеру, заслуживать признание и высокую оценку деятельности. Немаловажна и потребность в самоуважении (рис. 5).
Наиболее важными являются потребности, которые в иерархии располагаются вверху. Это так называемые духовные потребности. К ним относятся потребности в саморазвитии (рис. 6), этические (нравственные), эстетические (потребности в красоте), интеллектуальные (потребности в образовании, духовном развитии), потребности творчества.
Каждый человек должен сознательно формировать свои потребности, переходя от низших к высшим. Это называется возвышением потребностей. Кроме того, потребности должны расширяться, то есть становиться всё более разнообразными.
Иерархия человеческих потребностей не постоянна. Она непрерывно меняется в процессе эволюции человечества.
Развитие потребностей влечёт за собой развитие технологий: потребность человека быстро перемещаться по планете требует совершенствования дорог и развития транспортных средств; желание освоить космос — создания новых технологий, чтобы долететь до других планет, исследовать их, передавать информацию на Землю и т. д.
Урок №2 Познание и преобразование внешнего мира — основные виды человеческой деятельности.
Вспомните материал урок № 1. Посмотрите видео.
Основные понятия: Потребности, общественные потребности, иерархия потребностей.
Домашняя работа № 1
В книге Николая Носова «Незнайка на Луне», глава 34, герои попадают на Дурацкий остров. Они видят, что жители острова занимаются только тем, что едят, спят, катаются на аттракционах и смотрят фильмы ужасов. В результате постепенно превращаются в овец.
Прослушайте или прочитайте 34 главу книги.
Аудиоверсия Николай Носов «Незнайка на Луне», глава 34
Ответьте на вопросы: