Урок №1 Учебный предмет «Технология», потребности человека и цели производственной деятельности.
Урок №2 Познание и преобразование внешнего мира — основные виды человеческой деятельности.
Информация для правообладателей
Посмотрите вокруг себя. Что вы видите за окном, в комнате? За окном, возможно, светит солнце и весело чирикают воробьи. А может быть, идёт дождь… По улице движутся машины. В комнате на столе лежат книги.
Обратите внимание на выделенные слова. Их можно разделить на две группы. В первую включим то, что появилось без участия человека: солнце, воробьи, дождь. Во вторую — то, что сделано руками человека: окно, улица, машины, комната, стол, книги. Весь мир вокруг нас можно разделить на две части. Первая — это мир природы. А вторая — это созданный человеком искусственный мир. Весь этот рукотворный мир появился с помощью технологий.

Технология — это процесс создания человеком полезных изделий и услуг. Что нужно знать и уметь, чтобы создавать стулья и самолёты, пирожки и телевизоры, красивую одежду и уютный дом, мы и будем изучать на уроках технологии.
Человек создаёт вещи не просто так, а чтобы удовлетворять свои потребности.
Потребность — это осознаваемая человеком нужда в чём-либо.
Поскольку люди могут объединяться в различные общества, потребности может испытывать и общество в целом. В итоге появляются общественные потребности.
Люди, стремясь удовлетворить свои потребности, ставят перед собой различные задачи и, решая их, движутся вперёд в своём развитии. Таким образом, можно сказать, что потребности являются движущей силой развития человеческого общества.
Потребности между собой взаимосвязаны и образуют иерархию потребностей (иерархия — это расположение частей или элементов целого в порядке от низшего к высшему), показанную на рисунке 1.

В основании изображённой фигуры лежат физиологические потребности (рис. 2). Это потребности в пище, воде, сне, дыхании, жилище, отдыхе, защите от воздействий внешней среды (холода, жары, ветра). Физиологические потребности должны быть разумны, ограничены, иначе человек ничем не будет отличаться от животного.


Выше (см. рис. 1) размещаются потребности в безопасности, которые выражаются в стремлении человека сохранить и защитить свою жизнь, жизнь родных и близких людей, родину от стихийных бедствий, преступников, врагов, дискомфорта; иметь стабильную работу, страховку на случай чрезвычайных обстоятельств (рис. 3).


Социальные потребности (социальный — связанный с жизнью людей в обществе) свидетельствуют о том, что человек — существо коллективное и вне группы жить не может. Он ищет общения, дружбы, любви, помощи близких. Ему необходимо заботиться о других людях, участвовать в различных общих делах, принадлежать к какой-либо группе, сообществу. Это потребность в сотрудничестве и взаимопомощи, жить и работать в определённом коллективе (рис. 4).


Статусные потребности (статус — это положение человека в обществе) проявляются в стремлении чем-либо отличаться, иметь преимущества, обгонять других, обращать на себя особое внимание. Они заставляют человека делать карьеру, заслуживать признание и высокую оценку деятельности. Немаловажна и потребность в самоуважении (рис. 5).


Наиболее важными являются потребности, которые в иерархии располагаются вверху. Это так называемые духовные потребности. К ним относятся потребности в саморазвитии (рис. 6), этические (нравственные), эстетические (потребности в красоте), интеллектуальные (потребности в образовании, духовном развитии), потребности творчества.
Каждый человек должен сознательно формировать свои потребности, переходя от низших к высшим. Это называется возвышением потребностей. Кроме того, потребности должны расширяться, то есть становиться всё более разнообразными.


Иерархия человеческих потребностей не постоянна. Она непрерывно меняется в процессе эволюции человечества.
Развитие потребностей влечёт за собой развитие технологий: потребность человека быстро перемещаться по планете требует совершенствования дорог и развития транспортных средств; желание освоить космос — создания новых технологий, чтобы долететь до других планет, исследовать их, передавать информацию на Землю и т. д.
Урок №2 Познание и преобразование внешнего мира — основные виды человеческой деятельности.
Вспомните материал урок № 1. Посмотрите видео.
Основные понятия: Потребности, общественные потребности, иерархия потребностей.
Практическая работа № 1
Изучение потребностей человека
1. Приведите примеры из истории первобытного общества, доказывающие, что физиологические потребности возникли первыми.
2. Перечислите десять главных своих потребностей. Какие из них являются физиологическими, социальными, духовными?
3. Составьте план по возвышению и расширению своих потребностей.
4. В книге Николая Носова «Незнайка на Луне», глава 34, герои попадают на Дурацкий остров. Они видят, что жители острова занимаются только тем, что едят, спят, катаются на аттракционах и смотрят фильмы ужасов. В результате постепенно превращаются в овец. Какие потребности удовлетворяли жители Дурацкого острова, а какие нет? Что хотел сказать автор, превращая их в овец?
Аудиоверсия Николай Носов «Незнайка на Луне», глава 34
Проверяем свои знания
1. Объясните значение слова «потребность». Подберите к нему слова-синонимы.
2. Как вы понимаете выражение «потребности расширяются и возвышаются»? Как изменялись с возрастом ваши потребности?
3. Может ли человек управлять своими потребностями? Как именно?
Домашнее задание к уроку №1,2:
Файл с домашним заданием можно скачать здесь. Этот же файл прикреплен к уроку в Дневник.ру, в разделе «Домашнее задание».
Как выполнить домашнее задание?
- В случае перехода на дистанционное обучение или других причин, по которым вы отсутствуете на уроках длительное время, нужно скачать файл с домашним заданием на свой компьютер и выполнить задание прямо в документе, который вы скачали. Затем необходимо его сохранить и прикрепить в форме, расположенной в конце страницы. Этот файл придет на почту учителя и будет проверен. Обязательно указывайте свои данные (Имя, класс и номер урока к которому вы выполняли задание). Инструкция
- Можно выполнить домашнее задание в тетради и предъявить учителю по его требованию. Задания расположены ниже.










Прикрепить домашнее задание
Используемые источники:
Тищенко А.Т., Синица Н.В. Технология. 5 класс. Учебник. (электронную форму учебника можно получить через сайт educont.ru в Медиатеке Просвещения, а так же в виде файла прикрепленного к уроку в Дневник.ру)