История появления термина «Инновация»
К XV веку конструктивное мышление «кристаллизовалось» в инженерной деятельности в своих общих формах:
экономическое развитие стало определяться технологическим разделением труда.
Эффекты этого процесса на примере специализации операций в мастерской по изготовлению обычных булавок показал Адам Смит («Исследование о природе и причинах богатства народов», 1776 год).

Рост производительности труда при переходе от ремесленного способа организации труда, когда всю булавку от начала до конца делает целиком один ремесленник, к технологическому способу, когда создание булавки разбивается на 18 операций, каждую из которых выполняет отдельный специалист, составил 200–250 раз.

Именно увеличение глубины разделения труда Смит предложил рассматривать в качестве единственного источника формирования богатства.
Фредерик Тейлор
«научные принципы организации труда» – это прямой перенос метода разделения и специализации работ по производству различных типов инженерных знаний в сферу руководства,
организации и управления.

Фредерик Уинслоу Тейлор (1865-1915)
инженер-механик по образованию и главный инженер нескольких промышленных предприятий приносит в сферу руководства опыт организационного развития из сферы изобретательства и инженерии.

Генри Гант создает первые профессиональные управленческие инструменты – карты-схемы для производственного планирования, любому студенту первого курса менеджмента как «диаграммы Ганта».
Генри Лоуренс Гант (1861-1919)
Инженер, ученик и соратник Тейлора вместе со своими коллегами, Каролем Адамецким и Вальтером Поляковым, создал карты-схемы для производственного планирования
Генри Форд в числе пионеров новой эпохи сумел в полной мере использовать
результаты Тейлора и его последователей, с нуля построил первую технологическую
транснациональную корпорацию .

Само понятие innovation впервые появилось в научных исследованиях XIX в. Одним из первых учёных, кто ввёл в научное употребление термин инновация в экономике («Теория экономического развития», 1912 год) был Й. Шумпетер (Joseph Alois Schumpeter), австрийский и американский экономист в результате анализа «инновационных комбинаций», изменений в развитии экономических систем.
Йозеф Шумпетер:

- ввел предпринимательство как ведущую позицию в процесс экономического развития,
- поставил знак равенства между инновацией и продуктом предпринимательской деятельности
- дал теоретическое обоснование инженерно-предпринимательскому партнерству.

Термин «инновация» происходит от латинского «novatio», что означает «обновление» (или «изменение»), и приставки «in», которая переводится с латинского как «в направление», дословно «Innovatio» — «в направлении изменений».
В английском языке innovation – изменение, нововведение.
Инновация – это конечный результат творческой деятельности, получивший воплощение в виде:
- новой или усовершенствованной продукции, реализуемой на рынке,
- нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.
Основные свойства (критерии) инновации:
- Научно-техническая новизна;
- Практическая воплощенность (промышленная применимость);
- Коммерческая реализуемость (означает, что новшество «воспринято» рынком или способность удовлетворять определенные запросы потребителей).
Подходы к инновации

Отличительные характеристики инноваций
Отличие инноваций от творчества
Творчество – это рождение новых идей.
Инновация – это претворение этих идей в жизнь.
Отличие инноваций от изобретательства
Изобретение – создание новой конструкции, технологии, материала.
Инновация – это выделение практической ценности изобретения и превращение его в успешно продаваемый продукт.

Примеры реализованных и перспективных инновационных проектов



Сколково — пример комплексного инновационного проекта со сложной инфраструктурой
В рамках проекта изначально был создан закрытый паевой инвестиционный фонд венчурных инвестиций «Сколково-Нанотех». Отраслевая стратегия фонда – инвестирование в перспективные быстрорастущие компании в области нанотехнологий. Предназначение Сколково в том, чтобы
создать инфраструктурный сегмент, отвечающий за работу с компаниями на ранней стадии.
Интернет-магазин Озон
Магазин был создан в конце 1997 года ООО «Рексофт» и был заранее предназначен для продажи стратегическому инвестору, в качестве которого рассматривался какой-либо издательский дом. Однако этот проект не заинтересовал в то время ни один из издательских домов.


Анодированное нанесение микропленки.
Осуществила разработку и внедрение новой технологии Московская строительная фирма «Рик-С. Применяться эта технология должна была для золочения различных поверхностей. Разработка оказалось успешной, компания начала получать подряды от храмов, мечетей, стадионов и т.д. Так фирма принимала участие в обновлении храма Христа Спасителя, храма Александра Невского, Лужников и т.д.

Производство мини-двигателей
Еще один пример удачного инновационного проекта в России, профинансированного частным инвестором: в Ярославле было налажено производство мини-двигателей для авиамоделей и беспилотных летательных аппаратов. Сейчас компания, производящая эти двигатели, заняла прочное положение и в России, и на зарубежных рынках. Но это сравнительно небольшие проекты, реализованные на стадии расширения компаний.

Арамидно-композитные волокна
Более крупным проектом является история развития компании «Армоком». Центр высокопрочных материалов «Армированные композиты» (Армоком – www.armocom.ru) был создан в 1992 году при Центральном научно-исследовательском институте специального машиностроения в г. Хотьково Московской области. Идея основывалась на том, что из арамидных композитных материалов, которые используются в космических кораблях можно делать высокопрочные шнуры, которые
должны быть востребованы везде, поскольку шнур, получаемый из арамидно-композитных волокон, прочнее и легче капронового. Первый вклад был осуществлен непосредственно создателями компании – работниками этого института, которые вместе приобрели 2 необходимых станка для производства шнуров.
В настоящее время «Армоком» производит большую часть продукции по госзаказам. Данный пример показывает, что успех инновационного проекта основан на следующем: Технология, использовавшаяся в космической технике, была удачно применена для производства «мирной» продукции, потеснив в этой нише уже работающие предприятия.


Практическая работа: https://forms.yandex.ru/u/66ebaa7af47e736412f32b1d/
Текстовый формат вопросов (для удобства)
Задание 1.
А) Выберете одно из предложенных слов и найдите к нему возможные идеи для создания бизнеса. При возможности распишите такие идеи для каждого из слов:
- Л О Ш А Д Ь
- Д Е Т И
- Т Р А Н С П О Р Т (любой вид транспорта)
- В О Д А
- Т Е Л Е Ф О Н
- ???
Б) Остановите свой выбор на одной из идей. Ответьте на вопросы:
- Как продукция (услуга) может удовлетворить рыночные потребности?
- Какими уникальными достоинствами обладает? Что особенного и почему потребители будут предпочитать Ваш товар, а не Ваших конкурентов?
- В чем социальная значимость Вашего проекта? или Каков экологический эффект от Вашего бизнеса?
- Как будете продвигать Ваши товары или услуги к потребителю? Каковы условия и организация сбыта продукта? Какие каналы продвижения будете задействовать?
Используемые материалы: