Информация для правообладателей
Часто люди, начинающие заниматься бизнесом, путают понятия «бизнес-идея» и «рыночный продукт». Важно их чётко различать. Иногда приходится слышать такие высказывания: «Он первым подал эту идею!» или «Что за глупая идея!». Если обратиться к словарям и выделить суть понятия «идея» применительно к бизнесу, то идея — это основная, главная мысль, замысел, намерение, план, определяющий содержание действий. Ваш проект в бизнесе должен начинаться с правильной формулировки общей идеи, общей задачи, которую вы хотите решить.
Придумать хорошую, работоспособную идею труднее всего. Такие идеи, как правило, возникают не вдруг, а в результате постоянного поиска. Чтобы сформулировать идею, постоянно задавайте себе такие простые вопросы: «Почему это нужно людям (потребителю)?», «Какую потребность будет удовлетворять?». Идея должна быть жизненной и помогать решать конкретную проблему людей. И эту проблему (потребность, нужду) в рамках одной идеи можно решать разными способами.
Продукт — это способ конкретной реализации вашей идеи. В рамках одной идеи может и должна быть возможность создания множества продуктов. Рыночный продукт — конкретное изделие, услуга, работа и вообще любая собственность, в том числе интеллектуальная, которая может явиться объектом купли-продажи. Это то, что вы будете продавать, а люди готовы будут за это платить деньги. Имейте в виду, что конкурентов, умеющих делать то же самое, на рынке будет много. Победителем станет тот, кто сумеет продать свой продукт. Если вы не знаете, как продавать, то лучше не начинать.
К примеру, возьмём такую простую идею: «Большинство людей имеет личные автомобили, которые нуждаются в регулярной мойке кузова, чистке салона». В рамках этой идеи можно предложить множество рыночных продуктов: автомойка, автомойка-самообслуживание, мойка и чистка машины с выездом к клиенту, специальные покрытия для кузова, отталкивающие грязь, автокосметика, моющие средства, компактный пылесос для уборки салона автомобиля, одноразовые коврики для салона, автомойка без воды, франшиза в этой области и т. п. Одно из главных свойств жизнеспособной идеи — наличие совершенно разных вариантов её реализации.
Хорошие идеи подчас базируются на жизненных наблюдениях. В технологическом предпринимательстве особенно важно уметь вовремя приметить те явления (новинки, тенденции), которые только входят в нашу жизнь. Быть первыми очень рискованно, но если проект будет успешен, то конкуренция станет минимальной, а это очень важно, особенно на старте.
Источников новых идей (замыслов) существует множество (рис. 15).

— Анализ проектов (идей), уже реализуемых на рынке. В результате такого анализа можно выявить дефицит какого-либо товара или выяснить, что тот или иной товар можно улучшить.
— Мнение работников торговли и предпринимателей — это тоже ценный источник новых идей. Благодаря своему опыту и знанию потребностей рынка торговые работники и предприниматели могут предложить хорошую идею или подсказать что-то принципиально новое.
— Отзывы потребителей. В поиске новых идей важную роль играют мнения потенциальных потребителей, поскольку конечная цель производства всякого товара — это удовлетворение запросов потребителей. Советуйтесь, отслеживайте интересные мысли, высказываемые друзьями, родителями, родственниками, учителями. Они могут выступить не только советчиками, но и заказчиками какого-либо конкретного изделия.
— Анализ структуры затрат потребителей, т. е. того, на что тратят деньги ваши знакомые, друзья, окружающие. Проще делать бизнес там, где люди уже тратят деньги.
— Решение проблем каких-то сообществ. Такими специфическими сообществами могут быть студенты, школьники, рыбаки, туристы, автомобилисты и т. п.
— Публикации в различных изданиях. Интересующую вас информацию о разных товарах можно найти на страницах печатных изданий, публикующих рекламу, в каталогах и журналах, разного рода сообщениях о новых товарах и изобретениях.
Итак, общая схема ваших действий на первом этапе бизнеса примерно следующая. В основу вашего бизнеса должна лечь какая-то жизненная идея в рамках этой идеи нужно проработать множество конкретных рыночных продуктов каждый продукт должен быть ориентирован на конкретную группу покупателей (аудиторию), для которых ценность продукта имеет значение нужно чётко представлять каналы, по которым вы донесёте до потребителя важность и ценность продукта.
Вопросы
- В чём принципиальная разница между идеей и рыночным продуктом?
- Из каких источников предприниматель может черпать информацию для поиска идеи?
- Какие ещё источники идеи, кроме перечисленных в тексте, вы можете предложить дополнительно?
- Какими источниками информации воспользовались бы вы для поиска новой идеи?
Практическая работа
Сформулируйте идею, которая могла бы лечь в основу вашего бизнеса. Перечислите, какие рыночные продукты можно предложить рынку в рамках этой идеи. Помните, чем больше продуктов вы сможете предложить рынку, тем больше шансов на успех! Под каждый рыночный продукт попробуйте определить покупателя: кто он, кто нуждается в этом продукте, кто готов за это заплатить?


Используемые источники:
Леонтьев, Александр Васильевич. Технология. Технологическое предпринимательство : 8—9-е классы : учебное пособие : [издание в pdf-формате] / А. В. Леонтьев. — Москва : Просвещение, 2022. — 141, [3] c.