Выделение технологического предпринимательства в отдельную группу произошло сравнительно недавно, в 1990-х гг. Именно тогда на рынке начали появляться и быстро расти высокотехнологичные стартапы.
Одним из таких мест, где зарождалось технологическое предпринимательство, стала знаменитая Кремниевая долина под г. Сан-Франциско в штате Калифорния (США). Интеллектуальным ядром стал Стэнфордский университет, частный исследовательский университет, один из самых престижных в США и мире. По всей видимости, история Кремниевой долины берёт своё начало в 1951 г. в Стэнфордском индустриальном парке, который создавался на землях университета, передаваемых им в долгосрочную аренду высокотехнологичным компаниям. В настоящее время около трёх тысяч предприятий располагают свои головные офисы, представительства, центры разработки или производства в Кремниевой долине. Среди них такие успешные компании, как Hewlett-Packard, General Electric, Intel, Apple, eBay, Facebook, Google, Yahoo, Tesla Motors и многие другие. Надо сказать, что среди успешных предпринимателей Кремниевой долины много выходцев из бывшего СССР и России — Сергей Брин (Google), Ян Кум (WhatsApp), Валентин Гапонцев (IPG Photonics), Сергей Белоусов (Parallels и Acronis) и многие другие. По разным оценкам, до 50 тыс. специалистов и членов их семей, проживающих в Кремниевой долине, являются выходцами из России. Сегодня достаточно много конкурентов и аналогов Кремниевой долины — крупнейшие технологические парки, бизнес-инкубаторы и инновационные центры мира. Это технопарк вокруг Кембриджского университета (Великобритания), Medicon Valley — крупнейший в Европе технологический парк (Дания и Швеция), Чжунгуаньцунь (Китай), Хсинчу (Тайвань), Бангалор (Индия), Сколково (Россия) и др.
В мире большая плотность высокотехнологичных компаний, связанных с разработкой и производством компьютеров и их составляющих, особенно микропроцессоров, а также программного обеспечения, устройств мобильной связи, Интернета и цифровых средств массовой информации, а также в области энергетики, транспорта, биотехнологий. Эти компании предложили людям продукты, о существовании которых раньше и не подозревали, их просто не было в природе! В этом ещё одна особенность технологического предпринимательства.
Технологическое предпринимательство — это создание нового бизнеса, в основу устойчивого конкурентного преимущества которого положена инновационная высокотехнологичная (наукоёмкая) идея.
Такие идеи рождаются, как правило, вокруг ведущих научных центров и университетов. Создание и поддержка технопарков, бизнес-инкубаторов, индустриальных парков, технополисов является в нашей стране государственной политикой. К работе в них привлекаются ведущие отечественные и зарубежные учёные. Бизнес в России имеет опыт успешно реализованных технологических инноваций мирового уровня. Специалисты прогнозируют увеличение объёма инвестиций в проекты ближайшего будущего.
Современное технологическое предпринимательство имеет мало общего с традиционными формами. Это обусловлено специфичностью инновационных продуктов и технологий. Бизнес инноваций строится вокруг новейших технологий, прогрессивных структур организации и управления предприятиями.
Для успешного функционирования подобного рода инновационных коопераций в экономике необходимо время и соблюдение ряда условий: возможность трансфера научных достижений в бизнес, наличие механизмов венчурного финансирования, развитый рынок технологий.
От традиционных форм предпринимательства технологическое имеет ряд принципиальных отличий (табл. 2).
Предложение рождает спрос. Инновации не связаны с запросами общества, наоборот, развитие общества и технологий зависит от новшеств, привносимых посредством инновационных проектов. Технические инновации предлагаются потребителю и получают успех, когда оказываются эффективными и полезными.
Эффективность инновации проявляется не в снижении затрат производителя, а в новых качествах или свойствах продукта (технологии, структуры и т. п.).
Определяющей мотивацией для синтеза инноваций выступает создание нового полезного продукта, а не получение прибыли.
Процесс технологического предпринимательства трудно представить в формальном виде из-за специфичности деятельности. Тем не менее анализ успешно реализованных инновационных бизнес-проектов позволяет выделить некую последовательность событий и этапов.
1. Должен быть основатель, носитель идеи, вокруг которого строится бизнес. Уникальных идей не бывает. То, что вам кажется уникальным и оригинальным, уже многие люди пробовали или планируют реализовать. Основатель с его амбициями, желаниями, возможностями должен быть ключевым человеком в проекте, без его компетенций и упорства на рынке не сможет появиться новый продукт или технология.
2. Рыночный продукт (лучше, если их несколько) создаётся в рамках общей идеи. Это то, что приносит деньги в бизнес, что люди (компании) готовы покупать. На этом этапе вокруг основателя должна сформироваться команда единомышленников. У истоков большинства успешных компаний стоят два-три единомышленника, у каждого из которых своя незаменимая роль в бизнесе. На этом этапе должны появиться прототип продукта и доказательство его работоспособности (бизнес-план, первые продажи). Также необходимо найти источник первоначального финансирования. Как правило, это личные средства, грант или бизнес-ангел.
3. Следующий этап, когда появляется пригодный к продаже продукт и налаживается его производство. Создаётся юридическое лицо — стартап (от англ. «старт», «начало процесса»). Потребуется привлечение более серьёзных ресурсов в виде инвестиций венчурного фонда, который представляет собой разновидность инвестиционного фонда, направленного преимущественно на работу со стартапами. Меньше 1% компаний, бизнес-планы которых попадают венчурным капиталистам, получают финансирование. Даже при этом 60% компаний, профинансированных венчурным капиталом, становятся банкротами. На этом этапе в проект вовлекаются новые люди. Хорошо, если у вас появится наставник — более опытный и хорошо знающий ваш бизнесе человек. Он вовремя подскажет, что нужно делать, а на что не надо тратить силы и время.
4. Если предыдущие этапы прошли успешно, а основным критерием является увеличение продаж, то компания начинает расти и переходит на следующий уровень. Появляются представительства компании в других регионах и странах. На этом этапе нужны инвесторы — частное лицо или организация, готовые вложиться в ваш бизнес в целях последующего получения прибыли. Речь идёт о суммах, превышающих сотни миллионов рублей. Как правило, к ним переходит определённая доля вашего бизнеса.
5. Высшей точкой реализуемого бизнес-проекта является так называемый IPO (от англ. Initial Public Offering) — первичное размещение акций компании на бирже, в результате чего она становится публичной. Компания до выхода на IPO принадлежит узкому кругу акционеров, после выхода — свободно торгуется на бирже. Проведение IPO позволяет компании получить доступ к капиталу гораздо большего круга инвесторов. Компания вместе с публичностью становится узнаваемой и известной в мире. После IPO основатель компании владеет обычно не более 4—5% акций компании. Только один из шести миллионов стартапов выходит на IPO.
Прочитайте статью «История одного успеха».
Вопросы
1. Какие компании в вашем городе (регионе) можно отнести к инновационным?
2. В чём принципиальное отличие технологического предпринимательства от традиционного?
3. Какие публичные акционерные общества (сокращённо — ПАО) имеются в вашем регионе?
4. Какой бизнес можно назвать стартапом?
5. Какие компании в вашем городе (регионе) можно назвать инвестиционными?