Посмотрите видео по теме урока. Если по каким-то причинам вы не видите видео, прочтите материал расположенный ниже.
Все что нас окружает можно разделить на две группы. Это мир природы и рукотворный мир.
Мир природы – это всё, что появилось без участия человека. Это небо, солнце, луна и звёзды, дождь и снег, дикие животные и насекомые. Всё, что относится к природе, существовало много столетий и будет существовать независимо от человека.
Человек – это тоже часть природы. Но он вносит в этот мир изменения. И всё, что сделал человек – это уже рукотворный мир. Ваши учебники и тетрадки, школа и дом, компьютер и телефон созданы человеком.
Человек преобразует окружающий мир, испытывая различные потребности.
Потребности – это нужды человека в чем-либо. Они мотивируют его на активные действия. Развиваясь, человек приобретает все новые потребности. Человек испытывает потребность в пище. Он научился ловить рыбу, выращивать растения, печь хлеб. Чтобы защититься от непогоды, диких зверей, человек строит себе жилища и постоянно совершенствует их.
Часть природной среды, преобразованная, приспособленная людьми – это техносфера. Она возникла в результате деятельности человека для удовлетворения его потребностей. К техносфере относятся все здания, сооружения, дороги, машины, корабли и другие окружающие нас неживые объекты. Используя природные ресурсы человек создаёт новые объекты.
Камни в горах, деревья в лесу, вода в реке – это мир природы. Но использование этих ресурсов человеком для своих потребностей: строительства жилья, получения электроэнергии на гидроэлектростанции уже относиться к техносфере.
Техносфера все больше преобразует природу, изменяя прежние и создавая новые ландшафты, активно влияя на другие сферы и оболочки Земли, причём не всегда это влияние носит положительный характер.
Известный психолог А́брахам Масло́у внедрил в широкое пользование «пирамиду потребностей», которую мы изучали эту пирамиду на предыдущих занятиях. Чтобы удовлетворять потребности человека существуют разнообразные блага. Товары и услуги, приобретаемые человеком для своих потребностей, называются потребительскими благами. Эти блага могут быть доступны для человека в ограниченном и неограниченном количестве. Примером благ потребляемых в неограниченном количестве является солнечный свет, воздух. А вот товары, услуги, некоторые природные ресурсы могут быть доступны только в ограниченном количестве.
Иногда в жизни человека встречается то, что несёт ему вред или урон: стихийные бедствия, техногенные катастрофы, бешенные собаки, испорченная еда и т.п. Эти явления называются антиблагами.
Не все, что необходимо человеку в жизни возможно потрогать руками или на вкус. Поэтому по форме проявления блага делятся на материальные и нематериальные.
Материальные блага – это еда, напитки, одежда, обувь, дом, автомобиль, сотовый телефон, телевизор и другие желаемые и необходимые человеку вещи.
Нематериальные блага — услуги, которые человеку оказывают. Такие как стирка и чистка одежды, стрижка и укладка волос, перевозка людей и грузов, продажа товара в магазине, консультация специалистов, лечение, обучение и многое. Услугу нельзя потрогать руками, можно лишь осознать или ощутить её результат.
Антиблаго –это всё, что несёт вред человеку. Даже то, что человек желает, но это ему так же наносит вред, является антиблагом.
Познакомьтесь со следующим учебным материалом.Если по каким-то причинам вы не видите видео, прочтите текс расположенный после видео.
Искусственные технические объекты, созданные и используемые человеком, составляют технологическую сферу (техносферу). Это мир технических устройств и технических систем, которые используются человеком для удовлетворения своих потребностей.
Применение современных технологий позволяет решать важные социальные проблемы, например, бороться с нехваткой продуктов питания. Использование таких технологий имеет положительные последствия для общества. Но в тоже время есть такие технологии, использование которых приводит к отрицательным экологическим последствиям.
Каждая технология включает в себя описание последовательности действий, способов деятельности, инструментов и оборудования для достижения нужного результата.
Так, технологии для обработки информации с помощью вычислительных машин реализуются с помощью компьютерных программ, которые содержат алгоритм действий – однозначную последовательность действий, выполняемых компьютером.
В своей практической деятельности человек использует инструменты и оборудование. Инструменты – это устройства, необходимые для изменения или создания объекта, например, иголка, отвертка, ножницы. Оборудование – это совокупность машин, механизмов и устройств, используемых человеком в своей преобразующей деятельности, например, сверлильные станки , швейные машины, стиральные машины. Иногда для обозначения инструментов и оборудования используют слово «техника».
Таким образом, техника – это инструментальное обеспечение технологий. Многие виды техники, облегчающие труд человека, называются машинами. Машина — это устройство, предназначенное для выполнения полезной работы при преобразовании материалов, энергии и информации. Техника окружает нас дома, в школе и на улице.
Кроме инструментов и оборудования, управляемого людьми, широко используются и автоматические устройства, которые работают без участия человека по программе, заданной человеком. Примером такой автоматической системы является электроутюг. Он отключается от электрической цепи без участия человека, когда его температура достигает определенного значения, которое заранее задается человеком. Более сложной автоматической системой является машина, управляемая встроенным компьютером. Примером такой машины является станок с числовым программным управлением (ЧПУ) (рис.3). Он действуют без вмешательства человека, но программа действий создается человеком. Еще более сложными автоматическими устройствами с компьютерным управлением являются роботы. Роботы делятся на промышленные, боевые, бытовые, медицинские, роботы для обеспечения безопасности и других типов. Описан робот-учитель начальных классов в Японии (рис.4)
Промышленные роботы позволяют освободить людей от однообразных рутинных операций и резко поднять производительность труда, иногда во много раз.
Технические устройства используются на заводах и фабриках, в больницах, в институтах. Кроме того, люди создают технические сооружения: плотины, дороги, мосты. Мы живем в мире, наполненном техническими устройствами, техническими сооружениями и техническими системами, которые нужны для удовлетворения потребностей людей. Все это создано не природой, а человеком. Именно этот мир и составляет техносферу.
Технологические системы
После выявления потребностей человека, группы людей или всего общества в чем-либо, необходимо организовать производство. Например, у людей есть потребность в сотовых телефонах. После того, как люди поняли, для чего нужны им такие телефоны, они стали организовать производство сотовых телефонов.
Изготовление изделий или информационных продуктов осуществляется с помощью технологических систем.
Слово «система» сейчас используется очень широко. Под технологической системой понимается группа взаимосвязанных частей, деталей, элементов, которые, позволяют организовать технологический процесс изготовления изделий.
Схема технологической системы представлена на рисунке 5. На вход технологической системы подаются необходимые материалы, энергия и информация, а на выходе получается интересующая нас продукция.
Технологические системы бывают различной сложности. Простой технологической системой является кофемолка (рис.6). На вход этой системы подается кофе в зернах, электрическая энергия и информация о включении кофемолки человеком, когда он нажимает кнопку пуска. Система содержит электродвигатель, который заставляет вращаться нож, разбивающий зерна кофе. На выходе получается размельченный кофе.
Более сложной технологической системой без компъютерного управления является швейная машина, а еще более сложной системой с компъютерным управлением – стиральная машина .
Можно считать сложной технологической системой завод или фабрику. На вход этой системы подаются необходимые для производства материалы и энергия, а также информация от людей, управляющих этим производством. На выходе получают ту продукцию, для изготовления которой был построен завод. Чтобы облегчить труд людей, на современном производстве широко используются автоматы, в том числе с числовым программным управлением, и роботы, определяющие уровень автоматизации производства.
Автоматизация облегчает труд людей и позволяет изготовить материальные объекты, удовлетворяющие определенным требованиям, которые называются стандартами. Стандарты определяют, например, размеры изготовленных деталей, которые должны быть одинаковыми, чтобы можно было заменить одну деталь другой во время ремонта. Существуют экологические стандарты, защищающие природу и человека от вреда, который может нанести производство.
После производства нужных людям изделий необходима их реализация на рынке товаров и услуг. Для того, чтобы сообщить людям о созданных изделиях и их достоинствах, широко используется реклама. Главная цель рекламы – увеличение объема реализации товаров и услуг. Анализ потребностей людей, выбор целей деятельности, выбор технологий для изготовления нужных изделий, их производство и реализация составляют основу деятельности предпринимателя.
Практическая работа №5
- Подумайте, какие технологические системы могут использоваться на телевидении. Найдите сведения о них в сети Интернет. Объясните действие одной из таких технологических систем на основе схемы, представленной на рис.5.
- Найдите в сети Интернет сведения о том, с какими технологиями, отрицательно влияющими на природу, борется сейчас весь мир. Что вы можете сделать для этого?
Домашнее задание:
Домашнее задание нужно выполнить в тетради. Файл с домашним заданием можно скачать здесь. Этот же файл прикреплен к уроку в Дневник.ру, в разделе «Домашнее задание».
Используемые источники:
Технология. 5 класс. Авторский коллектив: Е. С. Глозман, Е. Н. Кулакова, Ю. Л. Хотунцев, О. А. Кожина, И. В. Воронин, В. В. Воронина, А. Е. Глозман, глава 3 (электронную форму учебника можно получить через сайт educont.ru в Медиатеке Просвещения, а так же в виде файла прикрепленного к уроку в Дневник.ру)
Технология. 5 класс. Авторский коллектив: В. М. Казакевич. Г. В. Пичугина, Г. Ю. Семёнова., Е. Н. Филимонова. Г. Л. Колотева. Е. Н. Максимова, глава 1, а так же в виде файла прикрепленного к уроку в Дневник.ру)
Урок РЭШ по технологии для 5 класс «Техносфера. Технологические системы».