У каждого, кому предлагают учиться проектной деятельности, резонно может возникнуть вопрос, зачем мне это нужно? Зачем учиться проектированию, если я хочу стать, например, артистом, художником, врачом, музыкантом, журналистом? Кратко сформулировать ответ на этот вопрос можно так: овладение способами проектной деятельности жизненная необходимость для каждого современного человека, поскольку это позволяет ему развить такие способности, которые нужны в любом деле. Какие именно способности? Прежде всего – это интеллект, умение решать интеллектуальные задачи.
Давайте познакомимся с основными понятиями, связанными с проектной деятельностью.
Проект – это творческая деятельность, направленная на достижение определённой цели, решение какой-либо проблемы. В проекте раскрываются способы и средства практической реализации замысла. Разработка и выполнение проекта составляют проектную деятельность.
Учебный проект – это самостоятельно разработанный и изготовленный продукт (материальный или интеллектуальный) от идеи до её воплощения, обладающий новизной, выполненный под контролем и при консультации учителя. Выполняя проект вы можете показать свои знания и умения, полученные на занятиях по технологии и другим предметам.
Благо – это всё, что способно удовлетворять повседневные жизненные потребности людей, приносить людям пользу, доставлять удовольствие. В экономическо-социальном отношении под благом разумеется все, что, имея ценность.
Творчество – это деятельность человека, направленная на создание новых материальных и духовных ценностей, материальных и духовных благ для удовлетворения имеющихся или новых потребностей людей.
Творческий проект – является самостоятельной творческой итоговой работой по учебному предмету.
При выборе темы своего творческого проекта вам нужно заранее провести поиск в книгах, журналах и сети Интернет, можно посоветоваться с учителем, родителями, товарищами.
Далее, после изучения и освоения учебного материала на уроке «Технология», вы будете изготавливать своё проектное изделие, как во время практических работ, так и во внеурочное время. По окончании работы над проектом, необходимо будет провести испытание созданного изделия и только затем представить его на всеобщее обозрение и оценку.
Таким образом, реализацию учебной проектной деятельности можно разделить на три основных этапа: поисково-исследовательский (подготовительный), конструкторско-технологический (основной) и аналитический (заключительный)
Поисково-исследовательский этап начинается с выбора темы проекта. Для этого надо определить, какое изделие необходимо вам или вашим близким, т.е. потребность. Необходимую информацию относительно выбранного вами объекта для творческого проекта вы можете найти в печатных изданиях, Интернете и постепенно сформируете базу данных (накопление информации) по выбранной теме. Затем следует оценить, достаточно ли у вас знаний и умений, чтобы изготовить данное изделие. Если да, то следующий шаг – проверить наличия необходимых материалов для его изготовления и оценить их стоимости. Если изделие сложное, то можно изготавливать его коллективно, сформировав рабочую группу из одноклассников. После этого нужно изложить в письменном виде обоснование выбора темы.
Следующим шагом является формулирование требований к изделию по следующим критериям: простота изготовления, экономичность, эстетичность, удобство в эксплуатации, экологичность и др.
Затем разработать возможные варианты изделий в виде рисунков, эскизов, чертежей, рецептов опираясь на различные источники информации, а также на готовые промышленные образцы. Значительную помощь в проектировании изделия (в разработке рисунков, эскизов) может оказать персональный компьютер (ПК). Сравнивая достоинства и недостатки разработанных вариантов по указанным выше критериям, нужно выбрать лучший.
Конструкторско-технологический этап начинается с выбора возможной конструкции изделия, разработки чертежей деталей и изделия в целом, и технологической документации (технологических процессов изготовления и сборки изделия) по проекту.
Технологический процесс – это упорядоченная последовательность взаимосвязанных действий, от исходных данных до получения требуемого результата.
Следующий шаг – организация рабочего места, подготовка необходимых материалов, инструментов и оборудования. После этого переходят к непосредственному изготовлению изделия с обязательным соблюдением правил безопасной работы.
Заключительный этап включает контроль и испытания готового изделия, окончательный подсчёт затрат на его изготовление. Определять затраты вы будете пока в упрощённом виде, учитывая, в основном, стоимость материалов, из которых изготовлено изделие. Конечно, цена такого же изделия в магазине будет значительно выше, чем получившаяся в ваших расчётах, потому что она включает не только затраты на изготовление, но и затраты на электроэнергию, заработную плату рабочим, доставку товара в магазин и др.
После этого, если необходимо, проводят испытания изготовленного изделия и разрабатывают варианты его рекламы.
На заключительном этапе выполняют анализ того, что получилось, а что нет.
Заключительный этап завершается защитой (презентацией) проекта.
К защите нужно подготовить доклад об основных достоинствах проекта, пояснительную записку к проекту, а также представить готовое изделие.
Подготовку документации к защите проекта также целесообразно выполнять на ПК: набирать текст, вставлять рисунки и таблицы, выполнять расчёты затрат и др.
Любой творческий процесс, потребность в чём либо, изменении или создании нового продукта, может приводить к возникновению проблемной ситуации.
Проблемной называется ситуация, в которой:
1) есть актуальная потребность в чем-то, т.е. обнаруживается несоответствие между тем, “что есть” и тем, “что требуется”;
2) неизвестно, как устранить это несоответствие.
Проблема – это потребность в действии, когда неизвестно как действовать.
Способы решения проблемы различаются своей результативностью и эффективностью.
Результативность – это характеристика действий, показывающая, в какой мере достигнутые результаты соответствуют цели.
В отличие от результативности эффективность – это такая характеристика действий, которая учитывает не только полученный результат, но и затраты на его получение.
Степень эффективности определяется соотношением между результатами и затратами при условии, что результат соответствует поставленной цели. Если это условие не выполняется, то действие, процесс признаются неэффективными.
Действия могут быть результативными, но малоэффективными. Это происходит тогда, когда, действуя иначе, тот же самый результат можно получить с меньшими затратами, либо за меньшее время.
Поиск решения проблем – дело творческое. Здесь не существует жестких правил, приводящих к желаемому результату. Но существуют методы, позволяющие лучше организовать мыслительный процесс и повысить его результативность. Их называют когнитивными.
Слово «когнитивный» означает «относящийся к познавательным процессам». Когнитивное мышление, например, относится к способности человека к обработке информации, анализу и решению проблем. Когнитивная психология изучает эти процессы и механизмы, связанные с восприятием, вниманием, памятью, мышлением, речью и другими высшими когнитивными функциями мозга.
Когнитивные технологии — это совокупность методов и инструментов, которые позволяют компьютерам «понимать» и анализировать мышление, поведение и эмоции человека. Они базируются на принципах когнитивной науки, и включают в себя такие методы как машинное обучение, искусственный интеллект, обработку естественного языка, компьютерное зрение и др. Когнитивные технологии применяются в различных областях, включая медицину, бизнес, образование, рекламу, и т.д. Они могут быть использованы для улучшения принятия решений, оптимизации бизнес-процессов, улучшения медицинских диагностик, создания более эффективных систем автоматизации и т.д.
В настоящее время когнитивные технологии активно используются в различных сферах, таких как образование, бизнес и наука. Они позволяют улучшать процессы мышления и повышать продуктивность. В данной статье будут рассмотрены три метода когнитивных технологий: мозговой штурм, метод интеллект-карт и метод фокальных объектов.
Мозговой штурм – это метод коллективной генерации идей, который используется для поиска новых решений проблем и задач. Он основан на активном участии каждого участника и конструктивной дискуссии. Метод мозгового штурма позволяет собрать множество идей, которые можно дальше изучать и анализировать, выбирая оптимальные варианты. Примером использования метода мозгового штурма может быть сбор командой маркетологов идей для рекламной кампании нового продукта. Участники могут предлагать различные рекламные концепты и затем выбирать наиболее удачное.
Метод интеллект-карт – это метод визуального представления информации, который используется для организации знаний и идей. Интеллект-карта представляет собой графическое отображение информации с использованием ключевых слов, цветов и изображений. Он позволяет улучшить память и запоминание информации, а также помогает упорядочить идеи и понять их отношение друг к другу. Например, метод интеллект-карт может использоваться студентами во время учебы, чтобы визуализировать материал и усвоить его лучше и быстрее.
Посмотрите мультфильм. Возьмите лист бумаги и составьте интеллект карту.
Метод фокальных объектов – это метод, который используется для создания ассоциативных связей между идеями и понятиями. Он основан на построении объемных моделей объектов с помощью материалов для поддержки учебной деятельности. Метод фокальных объектов позволяет судить о структуре информации, взаимодействии объектов и способе создания новой информации.
Таким образом, когнитивные технологии являются эффективным инструментом для улучшения продуктивности мышления и повышения качества жизни. В различных сферах их можно использовать для повышения эффективности работы, усвоения новых знаний и решения проблемных ситуаций.
Мини-проект «Разработка паспорта учебного проекта»
Определение
Проектирование — это процесс проектирования будущего объекта, а также комплекта документации, предназначенной для его создания, его эксплуатации, ремонта и ликвидации.
Проектирование может проводиться в различных отраслях, начиная с проектирования систем управления и заканчивая проектированием в строительстве
Основная цель выполнения стадии «Технический проект» — это определение конструктивных решений изделия и его основных частей, выполнение необходимых схем, чертежей, обоснований, составление перечня работ для стадии рабочей КД (конструкторской документации).
Требования к выполнению технического проекта устанавливает ГОСТ 2.120-2013 «ЕСКД (Единая Система Конструкторской Документации). Технический проект».
Требования к перечню документов, создаваемых на стадии «Технический проект», определяется в соответствии с ГОСТ 2.102-2013 «ЕСКД. Виды и комплектность конструкторских документов»
§ 8 Мини-проект «Разработка паспорта учебного проекта»
При выполнении технического проектирования инженер-проектировщик должен определить перечень требований к техническому устройству, сформулированных достаточно конкретно для того, чтобы по ним было точно понятно, каким в итоге должно быть техническое устройство, что оно должно делать и к какому результату это должно привести.
Техническое проектирование может проводиться на разных этапах создания изделия или автоматизированной системы, в зависимости от конкретной задачи.
Оно характеризуется тщательной и детальной проработкой каждого схемного конструкторского решения и подробным техническим описанием.
Определение
Паспорт учебного проекта — это документ, который содержит общие цели и задачи проекта, а также описание его этапов и результатов. Он разрабатывается для всех учеников и определяет общие направления работы.
Паспорт проекта является важным инструментом управления проектом, который позволяет сократить время и затраты на его реализацию, а также повысить качество результатов. Он также помогает избежать ошибок и проблем, которые могут возникнуть в процессе работы над проектом.
Важно отметить, что паспорт проекта является документом, который должен быть разработан на начальном этапе работы над проектом и регулярно обновляться в процессе его реализации. Он должен быть доступен всем участникам проекта и использоваться для координации работы между ними.
Таким образом, паспорт проекта является необходимым инструментом для успешной реализации проекта, который позволяет определить цели и задачи, установить этапы работы и контролировать выполнение задач.
Определение
Анализ и синтез — это два взаимосвязанных процесса, которые используются в познавательной деятельности для получения знаний о мире. Анализ представляет собой разложение объекта на составляющие части, выделение отдельных признаков, свойств и качеств предметов/явлений. Синтез, в свою очередь, представляет собой объединение частей в целое на основе выделенных признаков и свойств.
Задание. Определить тему своего учебного проекта и разработать паспорт, который будет содержать следующую информацию:
ОБРАЗЕЦ
Проекта «Канцелярская полка»
I. Введение | |
1. Цель проекта: | Создание функционального и эстетически привлекательного канцелярского шкафа для улучшения организации рабочего пространства. |
ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ТЕМЫ | |
2. Анализ проблемы: | |
Анализ: Современные офисы и рабочие пространства часто страдают от неэффективного использования пространства и дезорганизации материалов. Это приводит к снижению производительности и уровня удовлетворенности работников. | |
3. Синтез информации: | |
Вывод: Проведенный анализ показывает, что решением может стать создание канцелярского шкафа, который будет удовлетворять потребности пользователей, обеспечивая быстрый и удобный доступ к необходимым материалам, а также будет вписываться в интерьер рабочего пространства, добавляя к нему аккуратность и организованность. | |
4. Критическое мышление: | |
Требования: критически, оценивая потребности современных рабочих пространств, мы понимаем, что канцелярская полка должна быть простой в использовании, иметь достаточное количество секций для различных типов материалов, быть прочной и долговечной, а также иметь дизайн, соответствующий общему стилю рабочего места. | |
5. Принятие решения: | |
Решение: на основе проведенного анализа и синтеза информации, а также критического мышления, принимается решение разработать проект канцелярского шкафа, который будет удовлетворять все вышеуказанные требования. | |
II. Этапы проекта | |
— Планирование работы | |
— Изучение теоретических материалов | |
— Проведение практических исследований | |
— Анализ полученных результатов | |
— Разработка индивидуальных учебных проектов. Если кто, то из учеников пожелает продолжить индивидуальное исследование, то паспорт учебного проекта послужит для него основой для разработки индивидуального учебного проекта.Индивидуальный учебный проект разрабатывается индивидуально для каждого ученика и учитывает его интересы и потребности. Индивидуальный учебный проект также предполагает более глубокое исследование темы и более широкий спектр задач, чем паспорт учебного проекта. | |
III. Результаты проекта | |
— Описание полученных знаний и навыков | |
— Оценка достигнутых результатов | |
— Рекомендации для дальнейшей работы | |
IV. Заключение | |
— Основные выводы по проекту | |
— Перспективы дальнейшего развития темы | |
V. Список использованных источников |
Использованная информация
Канал на ДЗЕН Технология в школе и жизни https://dzen.ru/a/ZIdpKlhkBHDhg4H_
Сайт Учитель технологии https://tehnologiya-111.blogspot.com/p/7-8.html