Задолго до того, как люди создали письменность, они научились рисовать окружающие их предметы. Сначала материалом служила земля, стены пещер, камни, на которых выцарапывались рисунки. Затем использовали бересту, кожу, папирус, пергамент, бумагу и другие материалы, на которые изображения наносились чернилами или тушью с помощью гусиного пера. Только в конце 18 века для построения графических изображений стали применять карандаши. Почти сто лет назад на севере Испании обнаружили пещеру, весь свод которой был украшен цветными рисунками бизонов, кабанов, диких лошадей. Археологи установили дату их происхождения — это эпоха каменного века — палеолита (Рис. 1, 2).
Возможно, человек, создавая эти изображения, надеялся добиться успеха на предстоящей охоте или старался запомнить и сообщить окру-жающим обстоятельства состоявшегося события. С позиций сегодняшнего дня мы охарактеризовали бы его действия как обмен информацией с другими членами общества. Несколько лет назад подобные рисунки были обнаружены на Южном Урале в Каповой пещере. Все это свидетельствует о том, что начало появления графических изображений было положено еще в древние времена.


У людей возникла потребность в передаче информации друг другу, что привело к созданию различных языков, в том числе и графического языка.
Графика — понятная, удобная, экономичная, чёткая и наглядная форма обмена информацией.
Графический язык сочетает в себе две различные системы записи информации: изобразительную и знаковую.
Изобразительная система. В изобразительную систему графического языка входят:
Примерами изобразительных систем могут служить: а) линейная перспектива (рис. 4а,б), используемая для получения и чтения изображений архитектурных сооружений б) купольная и панорамная перспективы, которые используют художники для росписи куполов храмов и создания панорам (рис.5); в) параллельное проецирование на одну плоскость (рис. 6), позволяющих выполнять и читать чертежи технических, дизайнерских, архитектурных проектов, аксонометрических проекций и др.; г) проекции с числовыми отметками, используемые для создания топографических карт (Рис.7), выполнения проектов железных и автомобильных дорог (Рис.8), плоская система (Рис.9) и т. д.







Знаковая система.
К знаковой системе графического языка относят условные знаки, цифры, буквы, тексты, позволяющие уточнять геометрическую форму изображаемого объекта и метрическую информацию о нём (сведения о размерах и формах) (рис. 10). Кроме того, знаковая система несёт в себе самостоятельную информацию технического и технологического характера, необходимую для изготовления и сборки изделия на производстве.

На уроках технологии основными видами графических изображений, с которыми вы будете работать, станут: наброски, эскизы, технические рисунки, технологические карты, планы, схемы, чертежи, графики. Их выполняют от руки, с помощью чертёжных инструментов и принадлежностей или используя специальные компьютерные программы.
Бумага. Существуют различные типы бумаги, используемые для выполнения технического графического изображения. Основным типом является белая плотная чертежная бумага.
При выполнении чертежа на чертежной бумаге следует помнить, что все изображения выполняются на гладкой стороне бумаги. Свободное поле чертежа можно закрыть чистым листом бумаги, чтобы графитная пыль от карандаша не пачкала поверхность.
Для выполнения чертежей не пригодна бумага для рисования, т. к. на ее поверхности остаются шероховатости и загрязнения от использования ластика, что не дает возможности повторного проведения линий нужного качества.

Чертежные инструменты. К ним относятся линейки, рейсшины, угольники, циркули, трафареты, лекала, транспортиры.
Линейки. Для черчения используются пластиковые или деревянные линейки длиной не менее 30 см. Для проведения параллельных линий удобно пользоваться линейкой с роликом (инерционной рейсшиной).


Рабочая поверхность линейки, на которую нанесена шкала, должна быть гладкой и прямо-линейной. Для проверки качества линейки проведите прямую линию. Перевернув линейку, со-вместите ее рабочую поверхность с проведенной линией и проведите вторую линию. Линии, про-веденные качественной линейкой, совпадут.

Угольники чертежные. Для черчения применяются два вида угольников: с углами 30°, 60°, 90° и 45°, 45°, 90°; деревянные или пластиковые.

Циркули. Различают циркули круговые (предназначены для вычерчивания окружностей и дуг) и разметочные (циркули-измерители — предназначены для переноса размеров с линейки на чертеж). Для вычерчивания окружностей и дуг малого диаметра при-меняется кронциркуль (его еще называют балеринка). Для хранения циркулей используется специальный футляр — готовальня.

Правила использования циркуля
- игла и графитовый стержень циркуля должны находиться на одном уровне; графитовый стержень должен быть длиной не менее 8—10 мм. графитовый стержень должен быть заточен под углом и вставлен заточенной стороной наружу;
- при проведении окружностей и дуг игла и графитовый стержень должны быть перпендикулярны плоскости чертежа;
- при работе циркуль держат двумя пальцами за рифленую головку, слегка наклонив циркуль вперед примерно на 15°.

Трафареты и лекала. Трафареты — пластмассовые пластинки с прорезями в виде геометрических фигур, облегчающие и ускоряющие выполнение графических изображений. Лекало представляет собой тонкую пластину из пластмассы с криволинейными кромками и предназначено для выполнения лекальных (не циркульных) кривых.


Транспортир. Представляет собой инструмент в виде дуги, разделенной на градусы от 0 до 180° (в некоторых моделях — от 0 до 360°) для измерения углов и нанесения их на чертеже.


Круговые транспортиры на 360° удобны в работе и значительно расширяют возможность их использования.
Чертежные принадлежности. К основным чертежным принадлежностям относятся карандаши чертежные и ластики.
Карандаши чертежные. Для черчения используются деревянные и цанговые (автоматические — диаметр грифеля 2 мм или микроавтоматические — диаметр грифеля 0.3, 0.5, 0.7, 0.9 мм) карандаши с грифелем различной твердости, указанной на карандаше буквами и цифрами.
Шкала твердости:

- М — мягкий;
- Т — твердый;
- ТМ — твердо-мягкий.
Европейская шкала твердости:
- В — мягкий, от blackness (чернота);
- H — твердый, от hardness (твердость);
- F — средний тон между НВ и Н (от англ. fine point — тонкость);
- HB — твердо-мягкий (Hardness Blackness — твердость-чернота).
Степень мягкости (твердости) обозначается цифрами. Чем выше цифра, тем грифель мягче или тверже.
Выполнение чертежа начинают карандашом с твердостью Т, 2Т, а обводку выполняют более мягким карандашом с твердостью М. Карандаш для работы должен быть хорошо заточен. Затачивать карандаш нужно на конус. Графитовый стержень должен выступать из деревянной оправы на 8—10 мм. Заострить грифель можно на наклеенной на кар-тон шлифовальной шкурке на бумажной основе.

Во время работы карандаш держите под небольшим наклоном к чертежному инструменту. Чтобы грифель карандаша во время работы оставался острым, периодически поворачивайте его вокруг своей оси.


Ластики. Лишние линии на чертеже удаляют мягкими ластиками для карандашей. Ластики необходимо выбирать мягкие, белого или светло-серого цвета, а не цветные, т. к. чаще всего цветные ластики не стирают, а размазывают карандаш, оставляя грязные следы на бумаге. Периодически следует чистить ластик о твердую поверхность, тогда он не будет оставлять следов. Помните, ластиком, предназначенным для удаления чернил шариковой ручки, пользоваться нельзя, т. к. он делает бумагу ворсистой.

Чертежи можно выполнять не только карандашом, но и тушью. Тушь бывает жидкая и сухая (в виде палочек или плиток). Черная тушь высокого качества имеет густой черный цвет, легко сходит с пера или с рейсфедера. Рейсфедер — это чертежный инструмент для проведения линий и знаков на бумаге тушью или краской. Состоит из двух створок, соединенных в одной точке ручкой. Промежуток между ними заполняется тушью или краской. Ширина линии рейсфедера регулируется поворотом гайки.
Практическая работа № 9,10

Это интересно: