Тульская всечка
Узоры на дереве, врезная инкрустация, созданная тульскими мастерами — оружейниками
ЧТО ТАКОЕ ВСЕЧКА
Это один из способов декоративного украшения, который осуществляется путем зачеканивания тонкой металлической проволоки или полосы в специально подготовленную поверхность дерева. Применяется для украшения холодного и огнестрельного оружия, доспехов, кухонной утвари, предметов домашнего обихода, украшений.
Немного истории
Истоки этого ремесла берут своё начало на оружейном заводе, где тульские работники украшали именное оружие для высокопоставленных особ и самого царя.
На Тульском оружейном заводе ремесленники, под руководством немецких мастеров, украшали именное оружие. Однако технология, которой обучали немецкие мастера на тульской земле, претерпела изменения.
По первоначальной технологии, приклады ружей украшались полоской металла, вставляемой плоской стороной(плашмя) в вырезанную канавку, шириной, равной ширине полоски.
Это сильно затрудняло укладывание её по вырезанному рисунку, особенно на его закруглениях, так как изгибать полоску металла по кромке очень сложно.
И вот, помогла наша русская смекалка.
Наши мастеровые люди повернули полосочку на 90° по отношению к украшаемой плоскости и стали вбивать её, в прорезанное в древесине углубление, равное толщине полосочки металла, что и явилось самобытностью художественных работ.
Распространение и использование
Поскольку ремесло зародилось на оружейном заводе, всечка использовалась для украшения оружия. Узоры копировали с французских и испанских ружей.
Но вот, вскоре, появилась своя, уникальная технология — тульская всечка. Помимо «проволочных» узоров, стали применятся драгоценные камни и металлы.
Декорировать начали практически всё — огнестрельное, холодное оружие, а также предметы быта: расчески, шкатулки, медальоны, украшения, мебель и зеркала.
В наше время
Сейчас ремесло тульской всечки находится на грани исчезновения. Техника практически забыта, учеников у мастеров мало.
Тула осталась одним из немногих городов, где поддерживаются традиции этого искусства. Стараниями тульских мастеров, всечка стала цветной.
В работе могут использоваться различные материалы — металлы, различные породы дерева, камни. Сочетания используемых материалов придают рисунку уникальное великолепие. Стали использоваться новые для этого ремесла стили: модерн, авангард и барокко. Копируются картины, создаются уникальные оклады для икон.
Где ещё знают всечку
Данный метод имеет древнюю историю и довольно широкое распространение, он имел на Кавказе, у кузнецов-оружейников Киевской Руси, в Закарпатской Украине, в некоторых районах Прибалтики. Особое место в этом ряду занимает тульская всечка.
Про Левшу
Оказывается, образ легендарного Левши, родился именно как Тульского ремесленника, владеющего искусством всечки.
Важная роль
К концу XIX века промысел так развился и стал известен, что в 1896 году создаётся общество Содействия Развитию Кустарных промыслов в Тульской губернии. Это общество сыграло немаловажную роль в создании в 1903 году тульской художественно-ремесленной учебной мастерской, при которой в последствии была создана артель, занимавшаяся изготовлением разного рода изделий по технологиям тульских мастеров.
Небольшая популярность
Об искусстве всечки мало кто знает. По словам народного мастера, художника-инкрустатора Сергея Горбунова, тульские ремесла достаточно мало известны в России из-за того, что мало мастеров, нет хорошей школы и не много изделий.