Домовая резьба
«Глухая» резьба по дереву, распространённая на Нижегородской земле
Нижегородская глухая резьба
Домовая резьба
Корабельная резьба
Бáрочная резьба
История
Считается, что такая резьба взяла начало от украшательства судов, ходивших по Волге еще в середине XVIII–начале XIX веков. В те времена суда — бáрки было принято украшать резными досками с узорами в виде орнаментов и диковинных существ.
Судостроители воздвигали суда как правило в холодное время года, а весной им приходилось искать подработку. Так видимо и повелось, что своё искусство они применяли не только на кораблях, но и для украшения жилищ.
Но сама традиция вырезать травяной орнамент и «чудо-существ» сохранилась ещё с языческих времён, когда люди придавали каждому изображению смысл и вкладывая в них значение оберегов.
Известны археологические находки деревянных коней-охлупеней, украшавших жилища древних славян.
Значения и символика орнаментов хранятся в легендах, преданиях и сказках, но они явно взяты за основу при создании нижегородской корабельной резьбы.
Особенности и технология
Нижегородская глухая резьба выполнялась обычно целой артелью. Обязанности в ней были чётко распределены. У артели был бригадир, у которого хранились рисунки с образцами.
Для резьбы чаще всего брали сосновую доску. На неё наносили рисунок — припорку. Доску гладко обстругивали, затем наносили рисунок, протыкая образец иглой по всему контуру. Затем мастер припорашивал рисунок холщовым мешочком с истолченным углем – паузой.
На доске чётко проступал нужный рисунок. Глубину резьбы намечали с торца доски. После этого мастер обводил контур плотницким карандашом и пиступал к резьбе.
В работе мастер использовал набор различных долот. В начале это закруглённые долота, для вырезания основного рельефа. Затем велась работа по выглаживанию, приданию большей выразительности. Резчик стремился скруглить завитки, не оставляя острых углов. Вырезались даже прожилки листьев, лепестки цветов отличались тонкой рельефностью.
После окончания резной работы доска 2–3 раза покрывалась олифой в целях консервации и иногда раскрашивалась.
Образы и символика
Резьбой украшали наличники, ставни, подзоры, ворота. При этом народные умельцы использовали различные мотивы родной природы и образы мифических, сказочных существ: русалок, сиринов с женским лицом и роскошным хвостом павлина, львов с ветвью в лапах, чудесных птиц.
Эти символы, в древности, как бы оберегали вход на двор, в дом, окна от «нежелательных гостей» — злых существ.
Скорее всего, при украшении кораблей, да и в домовой резьбе в XIII — XIX вв русалок и львов изображали уже с некоторым юмором в стиле «лубок».
Среди излюбленных мотивов сразу запоминается улыбающийся лев с хвостом, прорастающим цветочным побегом. Он принимает самые разные позы — то вытягивается вдоль узкой горизонтальной доски,то сжимается, вписываясь в орнаментальный круг. Встречаются даже изображения коней, телом, лапами и позой напоминающие льва.
Другой распространенный образ — русалка-«фараонка». Среди других фигур, встречающихся на резных досках — цапли, лисы, собаки, осетры.
Домовая резьба в наше время
Несмотря на ярко выраженную индивидуальность тех, или иных образцов резьбы, имен мастеров сохранилось очень немного. Михайла Малышев, С.Удалов, А.С. Нестеров известны лишь благодаря тому, что среди завитков орнамента остались их подписи и даты выполнения работы.
В настоящее время резчиков-специалистов нижегородской резьбы не так много. Увлечённые люди, овладевшие старинным ремеслом, внимательно изучают сохранившиеся образцы наличников и декоров ворот и помогают в их восстановлении. Много образцов сохранилось в Городце, городке в Нижегородской области.
Ценные экземпляры есть в хранилищах музеев. Там резные доски хранят с соблюдением температурного и светового режима.
Памятники
Такая резьба теперь считается памятником культуры. В 1920-е —30-е годы в Приволжских землях велось переустройство и при этом безжалостно уничтожались целые поселения, а вместе с ними и образцы народного искусства.
Но благодаря научным работникам ряда музеев, образцы резьбы удалось сохранить. Например, Государственный исторический музей хранит в своих фондах экспонаты, привезённые из экспедиций в Нижегородскую область.
«Такие экспедиции, отправлявшиеся на Волгу, буквально спасали народную память и народное искусство от того, чтобы было оно сожжено или сгинуло на дне строившихся водохранилищ».
Кроме Нижегородской области глухая резьба встречается в селах соседних областей – Костромской и Ивановской.
Термины
Умастеров-резчиков заведены свои, специальные термины:
- припорка — предварительный рисунок-основа
- пауза — холщовый мешочек, наполненный порошком древесного угля
Бáрочная
Из-за неправильно поставленного ударения, корабельную резьбу часто объединяют с термином «барокко».
Но тут нет ничего общего. Произносить нужно именно — бáрочная, с ударением на первый слог, поскольку название пошло от обычая украшать волжские суда-бáрки.
Фараонка
По местной легенде, «фараоны» (египтяне), преследовавшие евреев при переходе через Красное море, утонули, но не умерли, а превратились в морских чудовищ. Поэтому «фараонкам» нередко придавали мужские черты лица, хотя и изображают их с женской грудью. Иногда им даже добавляли курительные трубки.