Сергиевская маховая резьба

По преданию, родоначальником стиля сергиевской резьбы является преподобный Сергий Радонежский
Немного истории
Художественный промысел резьбы по дереву, существовавший в Сергиевом Посаде со времён прп. Сергия Радонежского, известен теперь лишь немногим специалистам. Эта техника почти забыта. Почти нет мастеров, которые ею владеют.

Изначально в Сергиево-Посадской Свято-Троицкой Лавре, монахи начали резать кресты, иконки, иконостасы. Археологи до сих пор находят резные предметы, относящиеся к XIV–XV вв.

По одной из версий, активное изготовление резных фигурок началось в середине XVIII века. Тогда, как известно, в России в моду вошёл саксонский фарфор. Основная тематика саксонских фигурок — барышня и кавалер, была настолько популярна, что Сергиево-Посадские резчики быстро реализовали её в своих работах.

В вотчине монастыря, селе Богородское, фигурки резали, а «красилка» была в г. Сергиев Посад. Это были в основном, большие и маленькие фигурки, изображающие парочки — гусар и барышня, а также монахов и солдатиков.
О маховой резьбе
Материалом для резных игрушек служит мягкая, податливая древесина ольхи, липы, осины. По традиции, богородские резчики всегда работали без эскизов и набросков, «с маху» — отсюда второе название богородской резьбы — маховая.

Один из композиционных приемов богородской резьбы — резьба из трехгранного чурбака, получаемого при раскалывании полена. При резьбе основным инструментом мастера-резчика является острый нож своеобразной формы, получивший название богородского ножа.

Фигурки могут быть не раскрашены, но в основном раскрашиваются. По традиции их «левкасили» — покрывали левкасом, специальным составом, который используют в иконописи.
Период забвения
После прихода к власти большевиков, в Сергиевом Посаде и Лавре многое изменилось. Активно уничтожалось всё, что могло напомнить о «барской» жизни. Отныне, «барышня и гусар», а с ними и фигурки монахов стали под идеологическим запретом.

Вот так, фактически уничтожали целую культуру маховой резьбы, взявшую начало от Сергия Радонежского.

И всё же, как вид, сохранилась и развилась богородская резьба, но она отличается от маховой. Такая резьба более гладкая, в работе мастер использует несколько другие методы. Можно сказать, что в том виде, который знаком нам сейчас, богородская резьба утратила свою аутентичность.
Традиции со времён преподобного Сергия Радонежского
По преданию, игумен Сергий искусно вырезал деревянные игрушки, заложив традицию дарить их детям, приходившим с родителями на богомолье.
Из истории известно, что первые поселения вокруг Сергиева монастыря славились народными промыслами — деревянной резьбой и изготовлением игрушек.
Техника резьбы
Берётся чурбак дерева мягких пород. Раскалывается по волокнам, вдоль. Затем резчик приступает к резьбе. Нет никаких эскизов, мастер как бы сливается в работе с ощущением дерева. «С маху», одним острым ножом, режет фигурку, почти не обрабатывая её, лишь придавая форму деревянному чурбачку.
Мастер Варганов
Александр Николаевич Варганов — выдающийся мастер богородской и сергиевской резьбы.
Восстановил русскую маховую резьбу, а на ее основе — некогда знаменитую сергиевскую игрушку, старобогородскую скульптуру-игрушку и православную резную икону, а также создал круглую уникальную православную скульптуру.
Делает также традиционные сергиевские игрушки из папье-маше.
Фотогалерея — серигевская маховая резьба
