Учимся читать
Что значит воспринять и понять информацию? Можно ли с помощью своих органов чувств улавливать радиосигналы радиостанций? Каким образом надо представить и передавать сообщение, чтобы его поняли другие люди?
Посмотрите видео
Информация подразумевает обмен сведениями между людьми, человеком и машиной, машинами, обмен сигналами в животном и растительном мире.
Человек получает информацию, используя органы чувств (назовите пять органов чувств). Большинство из нас — визуалы, то есть воспринимают информацию, как правило, с помощью зрения.
Зрительный канал восприятия работает и при чтении текста учебника. Текст — один из основных видов представления информации.
Уметь читать — это значит понимать смысл текста, извлекать из него нужные сведения, в том числе представленные в неявном виде — «между строк». Разумеется, есть и другие цели чтения, например, наслаждение художественными образами. Этому учат на уроках литературы.
Информация может быть представлена не только в виде текста, но и в виде формулы, схемы, таблицы и т. д. Их также нужно уметь читать. Например, прежде чем изучать таблицу, необходимо ознакомиться с её названием, а также названиями столбцов и строк.
В информационном обществе исключительно большую роль играют электронные тексты, в том числе гипертексты, с которыми вы знакомитесь на уроках информатики.
Гипертекст — понятие, введённое в 1965 г. Тедом Нельсоном
— специалистом, работавшим в области информационных технологий. В настоящее время оно широко используется в компьютерной терминологии для обозначения системы текстов и других документов (рисунков, аудио- и видеоматериалов), связанных между собой гиперссылками. Наиболее известные примеры гипертекста — страницы сети Интернет.
В литературе «гипертекстовость» — это такой способ изложения материала, при котором текст можно читать не в линейной
последовательности, а переходя по ссылкам к отдельным его частям. Типичным примером гипертекстовых изданий являются словари или энциклопедии.
Умению извлекать информацию из текста можно научиться, следуя технологии продуктивного чтения. В соответствии с этой технологией читать текст нужно в несколько этапов.
Этап 1
- Прогнозирование содержания текста, исходя из его заголовка, рисунков.
- Привлечение знаний, имеющих отношение к содержанию текста.
Этап 2
- Определение при чтении основной идеи текста.
- Поиск в тексте информации, раскрывающей эту идею.
- Установление логико-смысловых связей.
- Поиск в тексте дополнительной информации, связанной с основной идеей.
Этап 3
Использование содержания текста для развития умения выражать свои мысли.
Урок №2 Извлечение из текстов заключенной в них информации
Практическая работа №1
Прочитайте три текста, которые приведены ниже, используя технологию продуктивного чтения. Сравните их, выделив черты сходства и различия.
Эдуард Асадов Самое прочное на земле
Скала, подставляя под волны грудь,
Стоит, всем ветрам открыта.
А есть ли на свете хоть что-нибудь,
Что было б прочней гранита?
На это ответ был наукой дан
Ещё из столетней дали:
— Крепче гранита — металл титан
И твёрдые марки стали.
А твёрже? Не щурьте пытливо глаз,
Ответ ведь известен тоже:
— Прочнее, чем сталь и титан, — алмаз.
— Пусть так. Ну а есть на земле у нас
Хоть что-то алмаза твёрже?
Да, есть на земле вещество одно,
И тут ни при чём наука:
Всех крепче и было и быть должно
Твёрдое слово друга!
Владимир Высоцкий Песня о друге
Если друг оказался вдруг
И не друг, и не враг, а так…
Если сразу не разберёшь —
Плох он или хорош,
Парня в горы тяни — рискни,
Не бросай одного его,
Пусть он в связке в одной с тобой —
Там поймёшь, кто такой.
Если парень в горах — не ах,
Если сразу раскис — и вниз,
Шаг ступил на ледник — и сник,
Оступился — и в крик,
Значит, рядом с тобой чужой,
Ты его не брани — гони,
Вверх таких не берут и тут
Про таких не поют.
Если ж он не скулил, не ныл,
Пусть он хмур был и зол, но шёл,
А когда ты упал со скал,
Он стонал, но держал,
Если шёл за тобой, как в бой,
Па вершине стоял, хмельной,
Значит, как на себя самого,
Положись на него.
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Дружба — личные бескорыстные отношения между людьми, основанные на доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях. Обязательными признаками дружбы являются взаимность, доверие и терпение. Людей, связанных между собой дружбой, называют друзьями.
Домашняя работа к уроку №1
Файл с домашним заданием можно скачать здесь. Этот же файл прикреплен к уроку в Дневник.ру, в разделе «Домашнее задание».
Как выполнить домашнее задание?
- В случае перехода на дистанционное обучение или других причин, по которым вы отсутствуете на уроках длительное время, нужно скачать файл с домашним заданием на свой компьютер и выполнить задание прямо в документе, который вы скачали. Затем необходимо его сохранить и прикрепить в форме, расположенной в конце страницы. Этот файл придет на почту учителя и будет проверен. Обязательно указывайте свои данные (Имя, класс и номер урока к которому вы выполняли задание). Инструкция
- Можно выполнить домашнее задание в тетради и предъявить учителю по его требованию.
Прикрепите файл с домашним заданием
Используемые источники:
Урок РЭШ по технологии для 6 класс №1 «Технология записи, хранения и передачи информации»
Бешенков С.А. Технология. Производство и технологии. 5-6 классы. Учебник