Изготовление болвашек
Ремесло по изготовлению моделей для производства игрушек в Сергиевом Посаде
Особое ремесло
Почему особое? Потому что родилось оно по необходимости, так сказать, по спросу. Резчики были всегда и везде, да вот не каждый мог вырезать так, как нужно для последующего изготовления многочисленных и разнообразных игрушек, которыми так прославился Сергиев Посад c XVI и до начала XIX века.
Постепенно изготовление моделей для игрушек развилось в самостоятельное ремесло. Ему обучали с детства, работали семейными артелями, хранили секреты мастерства и не особо стремились брать к себе мастеров со стороны.
Чтобы изготовить правильную, как её называли, «натуральную» болвашку, нужно было иметь талант. Каждого мастера ценили среди игрушечников за свои особенные таланты.
Один хорошо лошадей режет, другой — дамами и офицерами прославился, третий — китайскую мелочь отлично делает. Были мастера по «личному делу» (лица и люди хорошо получались), по зверям и дичи.
Их искусство не каждому дается: «Богородским давали, только вырежут либо толще, либо тоньше».
Помимо красоты и простоты, которая нужна для удобства отливки формы, болвашку нужно вырезать так, чтобы игрушка пошла в продажу, сделать ее «ходовой». «Хорошо сделает, а хозяин велит переделать». Следы переделок видим на многих болвашках, иногда часть ноги или голова, иногда полфигуры заменены вновь вырезанной деталью.
В умении вырезать болвашку «на ходу» заключается главное достоинство мастера, ведь от болвашки зависит удача в деле.
— Пишет в своём исследовании Е.М. Белякова
Ходовые болвашки раскупали, а от неходовых весь будущий товар можно было загубить. Потому приглядывались хозяева мастерских, чтобы медведь был не слишком толст, но и не слишком тонок, чтобы у коня шея была выгнута естественно.
Сюжеты
Мастера-балбешники постоянно примечали вокруг себя источники сюжетов, искали новое. Правильно выбрать новинку было немаловажно, ведь от интересного сюжета напрямую зависел спрос на игрушки.
Смотрели вокруг, делали сюжеты «из головы». К ним относились, в первую очередь, домашние животные, солдаты, нянюшки, дамы, гусары.
Иногда мастер мог заприметить интересную картинку или сценку на базаре, а также изображал героев из сказок. Так появлялись — мальчик на баране, обезьянка на верблюде, курочки, лошадки и тому подобное. Изображались львы, подобные тем, что возлежат у ворот усадеб.
Нередко сюжетом служила лубочная картинка или картинка, присланная хозяином из столицы. Ивестный «объедало», который есть в экспозиции Музея игрушки, «петух с барыней», мальчик на козе и на свинье.
Мейсенский фарфор и болвашки
Ища сюжеты, балбешники впечатлялись фарфоровыми статуэтками, которые были в моде в XVII-XVIII вв. Пытались изображать сюжеты с маслёнок, делали курочек с цыплятами, лежащих овечек, но такие игрушки не особо пользовались спросом. А вот зато гусары и барышни, дамы с собачками, кормилицы с детьми, так называемые ведучки, были в большом почёте.
Их делали очень похожими на фарфоровые, благодаря обработке левкасом, краскам и лаку. Но был товар и попроще, когда фигурки вырезали способом смашной, маховой резьбы. Одним ножом без предварительной разметки.
Куда делись болвашки
В наше время даже слово «болвашка» большинству в диковинку. Есть буквально единицы мастеров, которые продолжили сергиевские традиции. Возможно, это связано с появлением современных материалов и технологий. Но умирать производство начало ещё в конце XVIII века.
По свидетельствам Е.М. Беляковой, всё стало дорожать и мастеров загубила нужда. Хорошие, качественные болвашки практически перестали делать.
…Вместо мастерских, полных творческих сил, следивших за требованиями жизни, умевших удовлетворить самого балованного покупателя,— узкие специалисты-ремесленники, обремененные нуждой и мелкими заботами, люди, морально униженные скупщиками—содержателями складов и торговцами в палатках у стены Лавры.
Кустари работают нетворчески, знай себе упрощают дедовские образцы. …
…Беднеет содержание игрушек. Не всякий мастер имеет возможность заказать болвашку—дорого…
К концу XIX века мастерские запустели, а в начале XX в. да с приходом Советской власти, вообще резко меняется отношение и к игрушечникам и к мастерам-резчикам.
Активно насаждается другое искусство, другие сюжеты. Игрушечники подпадают под «опеку» профессиональных художников.
Резьбу решено довести до «профессионализма», приветствуется скульптурная точность, а старинные работы маховой резьбы, болвашки да игрушки резные, показывают учащимся резчикам как «пережиток» и образец «как делать не надо».
Балбешник
Так называли этих удивительных мастеров, которые были «на вес золота» да и «на пересчёт». Сведения о них крайне скудны, их творчество как-то незаслуженно прошло мимо искусствоведов и исследователей. Почти прошло.
Есть Виктор Соловьёв, Екатерина Белякова, есть небогатые коллекции в нескольких музеях. В их работах можно прочитать имена, описание работ.
Фалин, Поликарпов — работали китайскую мелочь. Гробов, Рыжов — хорошо стада и зверя резали. Загвозкин, Челпанов — мастера личной резьбы. Были и другие, но большинство имён утеряно.
Почему «на вес золота»? Да потому, что резать болвашки нужен был особый талант, и у каждого был свой, в своём направлении развит. Резать учили с детства, работали до конца жизни.
Если мастер умирал, заменить его уже было невозможно, стиль и качество работ были присущи конкретному человеку. Вырабатывался этот стиль всю жизнь, во многом зависел он от таланта и личных качеств.
Почему болвашки такие чёрные?
В музеях мы видим образцы болвашек, но они странного, почти чёрного цвета.
Дело в том, что это рабочие образцы, на них много раз наклеивали бумагу, делали игрушки из папье-маше, отливали кукол.
Сами болвашки по сути — это образцы, с которых игрушечники делают игрушки. Поэтому к болвашкам предъявляли повышенные требования, нужно вырезать так, чтобы игрушка выглядела натурально, пошла в продажу, была проста и при этом красива и натуральна.
Среди балбешников ценились работы правдивые, но излишний натурализм считался недостатком в работе. Морщинки, скоадочки, улыбочки и тому подобные подробности не приветствовались.